Государственная собственность не разграничена это

Неразграниченная государственная собственность на землю это

Такой процесс, как разграничение государственной собственности на землю, является традиционно одним из самых сложных не только с точки зрения формирования и применения норм правового регулирования, но и в плане влияния на социально-экономические процессы.

Особенно остро те вопросы, которые характеризуют соответствующее разграничение, встают в случаях, когда речь идет о необходимости определения конкретных полномочий органов власти в части управления землями, а также определения компетенций иных субъектов права, например муниципалитетов, которые по закону должны осуществлять деятельность по управлению территориями независимо от государственной власти.

Что же это за процесс — разграничение государственной собственности на землю? Он представляет собой установленный законодательством РФ порядок передачи различных земель в собственность:

  • федеральных органов власти;
  • субъектов РФ;
  • местной власти.

Факт распределения территорий фиксируется в момент издания некоторым уполномоченным органом решения о предоставлении того или иного земельного участка в собственность какого-либо субъекта. На основании соответствующего решения могут оформляться различные правоустанавливающие документы, например свидетельство о праве собственности.

Как правило, разграничение государственной собственности на землю осуществляется в том случае, если сведения о территории отражены в кадастре. Каким образом можно ознакомиться с данной информацией? Для этого используется такой ресурс? как публичная кадастровая карта. Изучим ее особенности подробнее.

Рассматриваемый ресурс расположен на сайте Росреестра. Он был создан во многом по причине необходимости предоставления гражданам и организациям возможности получать актуальные сведения как раз-таки по землям, которые были разграничены в установленном законом порядке, или же по территориям, которые в рамках тех или иных правоотношений должны были распределяться.

Примечательно, что публичная кадастровая карта Росреестра не предоставляет сведений о собственниках тех или иных участков. Но она позволяет удостовериться в том, что участок зарегистрирован в государственном реестре в определенных границах, а также в том, что на нем разрешены те или иные виды деятельности.

Пользование рассматриваемой картой позволяет, прежде всего, экономить время, которое до появления соответствующего ресурса гражданам и организациями часто приходилось тратить на взаимодействие непосредственно с территориальным представительством Росреестра по вопросам определения границ и статуса различных участков.

Стоит отметить, что возможно осуществление правоотношений между органами власти и иными субъектами и в том случае, если права собственности не отражены в соответствующих реестрах. Возможно также распоряжение участками, которые не разграничены в установленном порядке. Изучим данный аспект подробнее.

Итак, если разграничение государственной собственности на землю не осуществлено, то распоряжение соответствующими участками все же возможно. В общем случае оно осуществляется муниципальными органами власти.

Кроме того, в случае если земельные участки располагаются в населенных пунктах, которые имеют статус административного центра либо столицы субъекта РФ, то распоряжение ими осуществляется муниципалитетами, если иное прямо не предписывается законодательством на уровне регионов.

В свою очередь, в субъектах РФ могут приниматься законы, в соответствии с которыми неразграниченная государственная собственность на землю будет находиться в распоряжении исполнительных структур власти в регионах.

Как отмечают юристы, не всегда передача полномочий, связанных с распоряжением участками в данном случае, может сопровождаться передачей функций владельца тех или иных территорий. Таким образом, земельные участки, имеющие статус неразграниченной собственности, могут быть объектом правоотношений.

Кроме того, даже в тех случаях, когда право собственности на соответствующие территории не зарегистрировано, то распоряжение ими тем не менее может быть осуществлено. Например, в контексте правоотношений купли-продажи или же аренды.

Также следует иметь в виду, что полномочия по управлению земельными участками, не имеющими статус разграниченных, могут выражаться в передаче тому или иному субъекту какой-либо управленческой функции, не всегда сопровождающейся приобретением данным субъектом права собственности на соответствующую территорию.

То, каким образом разграничиваются государственные земли, регулируют определенные нормы права. Изучим их особенности.

В 2002 году российские власти приняли федеральный закон, в соответствии с которым были определены критерии классификации земельных участков на те, что относятся к собственности федеральных, региональных, а также муниципальных субъектов.

Кроме того, было принято постановление правительства, в соответствии с которым утверждались правила подготовки, а также согласования перечней территорий, на которые у федеральных, региональных или муниципальных структур могло появляться предусмотренное законом право собственности.

Как отмечают юристы, данные правовые акты практически не функционировали, поскольку предусмотренные ими процедуры разграничения собственности на землю характеризовались сложностью, а также длительностью.

В частности, субъектам, вступающим в земельные отношения, необходимо было прежде всего уделять значительное время подготовке перечня территорий. Данные документы впоследствии нужно было отправлять в правительство РФ, а затем дожидаться их проверки и последующего вынесения распоряжения со стороны властей.

Регистрация собственности осуществлялась на основании такого источника права, как государственный акт на землю, издаваемый правительством РФ. При этом для каждого участка, включенного в перечень, создавалось дело, в котором присутствовали различные документы, удостоверяющие обоснованность внесения соответствующей территории в список. На практике данная процедура могла занимать порядка 7-9 месяцев.

Отмеченные недостатки законодательства, в соответствии с которым разграничивались федеральная государственная собственность на землю, региональная, а также муниципальная, была призвана устранить реформа, в рамках каковой был принят новый закон.

Речь идет о нормативном акте, посредством которого законодатель внес определенные изменения в Земельный кодекс РФ, а также в законы, регулирующие государственную регистрацию недвижимости. Соответствующий источник права вступил в силу в 2006 году и отменил тот, что был принят в 2002-м.

Предлагаем ознакомиться:  Если квартира взята в ипотеку до брака как она делится при разводе

В соответствии с новым законом земли, находящиеся в государственной собственности, стало возможно разграничивать в упрощенном порядке. Если говорить о поправках в действовавшие источники права, то можно отметить, что была прежде всего уточнена норма, отраженная в законе о регистрации прав на недвижимость, в соответствии с которым осуществлялось внесение сведений о разграничиваемом участке в государственные реестры.

Таким образом, основные источники права, регулирующие процесс, о котором идет речь, — Земельный кодекс РФ, а также основной нормативный акт, регулирующий государственную регистрацию прав на недвижимость и имеющий статус федерального закона.

Рассмотрим теперь ключевые положения данных источников права подробнее. Так, можно изучить то, какие документы используются в правоотношениях, в рамках которых разграничиваются те или иные виды государственной собственности на землю.

Высший уровень государственной власти в РФ — федеральный. В соответствии с положениями Земельного кодекса, к федеральным могут быть отнесены следующие виды государственной собственности на землю:

  • участки, занятые зданиями и сооружениями, что принадлежат федеральным структурам на праве собственности;
  • площади, что предоставлены государственным органам, их территориальным представительствам, госпредприятиям, а также НКО, которые образованы соответствующими структурами власти;
  • участки, находящиеся в постоянном пользовании Академиями наук, а также подчиненных им структур — в случае, если их передача была осуществлена до вступления в силу отдельных источников права, регулирующих статус данных научных учреждений;
  • территории, которые переданы в аренду предприятию «Российские автомобильные дороги» компетентным органом власти.

Следующий уровень власти в РФ — региональный. Соответствующие органы также могут получать земельные участки.

На уровне регионов государственной собственностью являются земли — в случае их передачи субъектам власти в установленном законом порядке — следующих категорий:

  • участки, здания и сооружения, которые принадлежат региональным властям на праве собственности;
  • территории, которые переданы государственным органам в субъектах РФ, предприятиям или НКО, образованным на региональном уровне;
  • участки, относящиеся к сельскохозяйственным землям, которые заняты дорогами, различными коммуникациями, насаждениями в целях защиты территорий от негативного воздействия, а также водными объектами — исключая участки соответствующего назначения, что принадлежат федеральным, муниципальным структурам, гражданам или организациям.

Можно отметить, что передача земель в собственность городов федерального значения РФ осуществляется на основе применения норм, установленных как для федеральных, так и региональных органов власти: юрисдикция конкретных положений законодательства распространяется на территории, на которых расположены те или иные объекты в пределах площади городов федерального значения.

Следующий уровень власти в РФ — муниципальный. Структуры, которые ему соответствуют, также могут получать земельные участки.

Итак, мы рассмотрели, в каких случаях государственной собственностью являются земли — при условии их разграничения в предусмотренном законом порядке на федеральном или региональном уровне. В свою очередь, муниципалитеты по закону функционируют независимо от госструктур.

При разграничении государственной собственности на землю в собственность местных органов власти могут быть переданы:

  • участки, которые заняты зданиями и сооружениями, принадлежащими муниципалитетам;
  • территории, которые предоставлены местным органам власти, муниципальным предприятиям или НКО, созданным на соответствующем уровне.

Инфо

Кроме того, Гражданский кодекс устанавливает правила по государственной регистрации, регулирует право собственности. В нем содержатся и прочие нормы, имеющие значение в рассматриваемой сфере. Порядок разграничения государственной собственности: общие сведения Он предусматривает проведение работ достаточно значительного объема.

  • Свидетельство о праве собственности на землю: оформление документов, регистрация, сроки
  • Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. Задачи мониторинга земель
  • Ограничение прав на землю. Основания ограничения прав на землю
  • Граница земельного участка. Определение границ земельного участка
  • Как купить землю у государства? Документы на землю. Продажа земли государством
  • Свидетельство о государственной регистрации права собственности.

Разграничение собственности на землю. муниципальная или неразграниченная

К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ.

Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными. Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:

  • Федеральные земельные участки;
  • Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
  • Земли муниципалитетов;
  • Неразграниченные земельные наделы.

Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:

  • Земельным кодексом (ЗК РФ);
  • Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.

Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.

Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:

  • Земли правительственных зданий и учреждений;
  • Участки казённых и унитарных предприятий;
  • Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
  • Земли госкомпании Росавтодороги.

Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.

Таким образом, в неразграниченной собственности относятся следующие участки:

  • Сельскохозяйственные участки;
  • Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
  • Неразграниченные земли внутри поселений;
  • Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.

К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель.

Предлагаем ознакомиться:  Земельный участок в собственность если на нем недострой

Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

  • Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
  • Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
  • Путём разграничения для дальнейшего использования.

Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:

  • Городские власти;
  • Органы самоуправления поселений;
  • Власти муниципальных округов.

При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137).

Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.

Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.

Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  • Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  • Развития территории и привлечение инвестиций;
  • Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
  • Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  • Реализации программ регионального развития;
  • Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок:

  1. Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  2. Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
  3. Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
  4. При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  5. После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

В тексте заявления следует указать:

  • ФИО и должность заявителя;
  • Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  • Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
  • Кадастровый номер земельного надела;
  • Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
  • Цели и план использования участка.

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  • Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
  • Комплексный проект развития территории;
  • План предоставления участков гражданам;
  • План застройки территории;
  • Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям.

Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.

 Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва 7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург 7 (812) 313-26-64 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже. 

До того как я сформировал участок, есть просто область на кадастровом квартале (без границ, участка еще нет), КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТА ЗЕМЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ.

КРОМЕ КАК СПРОСИТЬ В АДМИНИСТРАЦИИ. Если участок находится на территории неразграниченной собственности, это не значит, что администрация этого района не может ей распоряжаться. А вот узнать. разграничена она или нет, можно из градостроительного плана или ПЗЗ.

LJ Magazine

Довелось мне в одно время ознакомиться с Государственным докладом о состоянии и использовании земель в РФ в 2010 году .

И выплыл в этом Докладе интересный факт. Оказывается, в России почти две трети земель как бы непонятно чьи.

То есть они государственные, но при этом не принадлежат ни Российской Федерации, ни субъектам РФ, ни муниципалитетам. Так, из 1,7 млрд. гектаров территории РФ в частных лиц (ФЛ и ЮЛ) находится 133 млн.

И вообще, каким именно образом происходит непосредственное разграничение государственной на землю – как оно в принципе может быть осуществлено и что оно потом даёт, какие изменения? Если можно, распишите, пожалуйста, этот непонятный для меня процесс несколько более подробным образом.

Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть земель.

Предлагаем ознакомиться:  Как уменьшить кадастровую стоимость земельного участка самостоятельно

Отсутствие государственной регистрации права на земельные участки, государственная на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

В связи с признанием утратившим силу названного федерального закона (основание — Федеральный закон от 17.04.

2006 № 53-ФЗ) разграничение государственной собственности на землю на Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами, прямо указывающими на принадлежность земель.

LJ Magazine

Статья 3.3

Разграничение государственной собственности в РФ осуществляется в соответствии с рядом положений Конституции, ФЗ отраслевого значения. Вместе с этим определенное влияние на данную сферу оказывают указы президента, постановления правительства, а также правила, распоряжения, положения, инструкции и прочие акты, принимаемые исполнительными органами.

Конституционные положения Понятие государственной собственности на землю, а также правила ее оборота установлены в ряде положений Основного Закона. К ним, в частности, относят:

  • Ст. 72, п. 1, подп. «г». В нем сказано, что разграничение государственной собственности находится в общем ведении страны и ее субъектов.
    В соответствии с этим издаются законопроекты и принимаются на их основании прочие нормативные акты.

Здесь следует иметь в виду, что при наличии противоречий между принятыми ранее ФЗ и Конституцией, приоритет будут иметь положения последней. Основное обеспечение взаимодействий в рамках рассматриваемой сферы осуществляется положениями, которые содержит Земельный кодекс РФ.

  • Муниципальное образование.
  • Российская Федерация.
  • Отдельный регион.

К указанным категориям применяются нормы, в соответствии с которыми определяется участие организаций (юр. лиц) в отношениях, регулируемых ГК, если иное не следует из закона или особенностей этих субъектов. Основные предписания содержатся в ст. 125.

Земельные участки собственность на которые не разграничена что это значит

Однако внесенные изменения, направленные на совершенствование правовых механизмов разграничения государственной собственности на землю, не позволяют обеспечить окончательное разграничение государственной собственности на землю в РФ, что порождает определенные правовые проблемы в указанной сфере.

Государственная собственность не разграничена это

Отсутствие правовых механизмов, позволяющих обеспечить полное и окончательное разграничение государственной собственности на землю, неминуемо приводит к необходимости поиска механизмов, обеспечивающих управление и распоряжение такими земельными участками.

Закон N 171-ФЗ дополнил Вводный закон статьей 3.3, которая устанавливает порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, при этом ранее действовавшая норма — п. 10 ст. 3 Вводного закона утратила силу с 1 марта 2015 г.Согласно п. 1 ст.

Главный документ, на основании которого осуществляется распределение территорий между теми или иными субъектами, заявление, составляющееся исполнительным органом власти на том или ином уровне, муниципалитетом либо сторонним лицом, которое имеет на то полномочия, например в силу поручения.

Данный источник должен отражать основание для возникновения права у федерального, регионального или муниципального органа власти на владение тем или иным земельным участком. Это фиксируется в документах, которыми нужно дополнять отмеченное заявление. Их перечень фигурирует в отдельном постановлении правительства.

Так, в случае если основание для оформления права собственности наличие на участке объекта недвижимости, который на законных основаниях принадлежит тому или иному субъекту, то в компетентный орган власти необходимо направить правоустанавливающие документы на здание.

В свою очередь, если основанием выступает передача земельных участков тем или иным органам власти, то понадобятся правоустанавливающие документы на территорию, а также кадастровый план участка.

В общем случае законы РФ не подразумевают дополнения указанных источников какими-либо иными. Данные перечни — при условии комплектности документов — можно рассматривать как исчерпывающие.

Законы РФ, регулирующие распределение земельных участков на принадлежащие федеральным, региональным или муниципальным органам власти, определяют условия отнесения территорий к владениям того или иного субъекта. Рассмотрим данный нюанс подробнее.

Земли на которые государственная собственность не разграничена

Государственная собственность не разграничена это

Вводного закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Наличие указанной нормы позволяет исключить потенциальную возможность правовой неопределенности при перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель.На основании изложенного можно сделать вывод, что порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в свете принятия Закона N 171-ФЗ концептуально не изменился.

Наделы, входящие в их состав, должны быть отнесены к собственности регионов страны. В данную группу входят земли:

  • Природных территорий, находящиеся под особой охраной.
  • Водного фонда, на которых располагаются объекты собственности регионов страны.
  • Фонда перераспределения.

Разъяснения к статье 5 В ее положениях устанавливаются основания, в соответствии с которыми осуществляется внесение территорий в перечни земельных участков, в отношении которых возникает право собственности у муниципальных образований.

Условия распределения земель

В соответствии с положениями Земельного кодекса России, условиями отнесения тех или иных участков к собственности федеральных, региональных или муниципальных субъектов могут быть:

  • расположение на соответствующих территориях зданий, которые принадлежат тем или иным структурам на праве собственности;
  • предоставление участков конкретным органам власти, государственным или муниципальным предприятиям, НКО.

разграничение государственной собственности на землю

Кроме того, законодательством могут быть определены иные условия осуществления правоотношений, о которых идет речь.

Следующий важнейший аспект реализации положений источников права, регулирующих то, как должна распределяться федеральная государственная собственность на землю, региональная или же муниципальная, — критерии отнесения территорий, собственно, к тем, что должны принадлежать к госструктурам, а также передающимся муниципалитетам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector