Глава I Понятие, признаки и функции социального государства

Глава III Проблемы становления России как социального государства

3.1
Понятие и проблемы становления России
как социального государства

3.2
Конституционно-правовые характеристики
социального государства

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Заключение

Список
использованной литературы

Введение

Темой
моей курсовой работы является: «Российская
Федерация как социальное государство».

Изменение
политической и социально-экономической
ситуации в России, осуществлявшееся в
течение многих лет под флагом «политики
реформ», в которой при сохранении
пережитков советской социальной политики
все же социальная составляющая
формировалась по остаточному принципу,
привело к тому, что в развитии самых
разнообразных общественных сфер остро
проявляются кризисные моменты.

Глава I Понятие, признаки и функции социального государства

Для
решения вышеуказанной задачи ключевое
место могла бы занять концепция
«социального государства», опробованная
и практикуемая с явным успехом в странах
Западной Европы. Социальное государство
в современной России находится на всех
уровнях на раннем этапе формирования:
концептуальном, нормативном, практическом.

Актуальность
исследований социального государства
определяют не только вытекающие из них
важные политические последствия, но и
их значение для теории и практики.
Разработка российской модели социального
государства, конкретной государственной
социальной политики, механизмов защиты
и социальной поддержки – все это должно
обеспечиваться объективными научными
знаниями.

В
начале 90-х гг. ХХ в. в России проблематика
социального государства начала постепенно
входить в научный оборот. Теоретическая
разработка проблем социального
государства в отечественной науке в
настоящее время только начинается.
Поэтому еще нечетко зафиксированы
предметные границы исследований.

Политические
аспекты феномена социального государства
еще недостаточно изучены. Среди активно
исследующих данную проблему авторов
следует назвать: М.П. Бочарова, В.Д.
Дзодзиева, В.Д. Роика, В.А. Торлопова,
В.П. Милецкого, С.В. Калашникова, В.П.
Пугачева, А.И. Соловьева, А.Ф. Храмцова
и др.

Цель
данной работы — проанализировать
конституционно-правовые основы
становления социального государства
в России.

раскрыть
понятие, сущность, конституционно-правовые
основы социального государства;

дать
характеристику Российской Федерации
как социальному государству;

исследовать
проблемы совершенствования законодательства
о социальном партнерстве.

Объект
исследования – Российская Федерация.

Предмет
исследования — Российская Федерация
как государство социальное.

Данная
работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованной
литературы.

Глава I Понятие, признаки и функции социального государства

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

1.1
Понятие социального государства

Социальное
государство — характеристика (принцип),
относящаяся к конституционно-правовому
статусу государства, предполагающая
конституционное гарантирование
экономических и социальных прав и свобод
человека и гражданина и соответствующие
обязанности государства.

Означает, что
государство служит обществу и стремится
исключить или свести к минимуму
неоправданные социальные различия.
Конституция РФ[1]
провозглашает: «РФ — социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека».

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить социальную стипендию? Есть ответ!

Из этого общего положения
вытекают следующие конституционные
обязанности российского государства:
а) охранять труд и здоровье людей; б)
устанавливать минимальный гарантированный
размер оплаты труда;

в) обеспечивать
государственную поддержку семье,
материнству, отцовству и детству,
инвалидам и пожилым гражданам; г)
развивать систему социальных служб; д)
устанавливать государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной
защиты.

Глава I Понятие, признаки и функции социального государства

Разработка
широкого круга проблем, связанных с
исследованием теории и практики
социального государства, выявление и
показ особенностей и проблем его
формирования в современной России
приобретают несомненную научную
актуальность.

Сущностью
социального типа государства является
соединение всех социальных групп
населения, наций и народностей в единое
целое, объединенное в понятие «гражданское
общество». Основной целью социального
государства является обеспечение защиты
и обслуживание интересов всего общества
в целом, а не определенной его части.

Современное
социальное государство – это институт,
направленный на организацию достойной
жизни и развития всего обществ в целом,
защиту прав, свобод и интересов всех
его граждан и народов, орудие решения
споров и конфликтов как внутри страны,
так и за ее пределами[2].

Социальным
может стать только уже правовое
государство, т.е. такое, в котором
механизмы господства права уже достаточно
развиты.

С
середины 90-х годов ХХ в. в ситуации, с
одной стороны, наступления либеральных
идей, а с другой, повышения социальной
роли государства и выдвигаемых обществом
требований повышения эффективности
социальной политики формируются новые
представления о социальном государстве
как механизме снятия противоречий между
законами рынка и социальными целями.

В
отличие от государства всеобщего
благоденствия современное социальное
государство стремится отказаться от
своей патерналистской роли, ориентировано
на устранение иждивенчества и направлено
на создание благоприятных социальных
условий через социально-ориентированное
рыночное хозяйство.

Начавшийся
в середине 90-х этап развития социального
государства можно обозначить как этап
либерального социального государства.

Таким
образом, анализ представлений о социальном
государстве позволяет представить
следующую периодизацию его развития:
первый этап (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ
в.) — социалистический; второй этап (с
30-х гг. ХХ в.

до конца 40-х гг.) — правового
социального государства; третий этап
(с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) — государство
социальных услуг; четвертый этап (с
конца 50-х гг. до середины 80-х гг.) —
государство всеобщего благоденствия;

пятый этап (с начала 80-х гг. по середину
90-х гг.) — деструкции и кризиса государства
всеобщего благоденствия; шестой этап
(с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее
время) — либеральное социальное
государство.

Предлагаем ознакомиться:  Как закрыть кредитную карту ВТБ24

Определения
социального государства, формировавшиеся
в течение более ста лет, при всей кажущейся
разнородности содержат ограниченный
набор константных признаков. Первым
константным признаком социального
государства является доступность
социальной поддержки государства всем
членам общества.

Глава I Понятие, признаки и функции социального государства

Вторая
константа определений социального
государства фиксирует правовую природу
осуществления его социальной политики,
право осуществлять государством контроль
и регулирование социальных процессов.

Правовая функция социального государства
не только сводится к регулированию
социальных процессов, а проявляется в
наделении граждан социальными правами,
а государства — социальной ответственностью.

В
качестве третьего константного признака
выступает наличие в социальном государстве
бюджетных социальных выплат.

Четвертым
инвариантным признаком социального
государства можно считать наличие
государственных систем социальной
защиты, социального обеспечения и
обеспечения занятости.

Пятая
константа связана с признанием
ответственности социального государства
за уровень благосостояния своих
граждан[3].

В
последнее время многие авторы в качестве
устойчивого признака социального
государства называют наличие в нем
институтов гражданского общества.
Представляется, что данные признаки
являются видовыми, позволяющими
дифференцировать социальные государства
от иных государственных образований в
любых условиях, в динамике развития и
обобщить его рядовые свойства.

Более
содержательное истолкование природы
социального государства предполагают
В.П. Пугачев и А.И. Соловьев. По их мнению,
это «государство, стремящееся к
обеспечению каждому гражданину достойных
условий существования, социальной
защищенности, соучастия в управлении
производством, а в идеале – примерно
одинаковых жизненных шансов, возможностей
для самореализации личности в обществе».

https://www.youtube.com/watch?v=upload

«Деятельность такого государства
направлена на всеобщее благо, утверждение
в обществе социальной справедливости.
Оно сглаживает имущественное и иное
социальное неравенство, помогает слабым
и обездоленным, заботится о предоставлении
каждому работы или иного источника
существования, о сохранении мира в
обществе, формировании благоприятной
для человека жизненной среды»[5].

По
мнению В.Д. Дзодзиева, социальное
государство – «это такое государство,
которое гарантирует каждому своему
гражданину достойные условия существования
и стремится к созданию примерно равных
жизненных шансов в области получения
образования, занятости, здравоохранения
и самореализации личности в целом, это
государство, осуществляющее в обществе
социальную справедливость».

Экс-спикер
Государственной Думы Г. Селезнев дает
следующее определение: «Социальное
государство – это такой тип государства,
при котором в государственной политике
главным приоритетом является социальное
благополучие каждого человека и всего
общества»[6].

Предлагаем ознакомиться:  Государственная социальная помощь виды и порядок оформления

Одним
из основных инструментов реализации
социального государства является
социальная политика. Взаимосвязь
социального государства и его социальной
политики проявляется в том, насколько
полно и глубоко социальное государство
проводит свою социальную политику, в
какой степени эта политика выражает
потребности и интересы его граждан.

Социальная
политика направлена на достижение
социальных целей и результатов, связанных
с улучшением материального и социального
благосостояния, на повышение качества
жизни населения и достижение
общественно-политической стабильности,
предотвращение возможного возникновения
очагов социальной напряженности.

Суть
социальной политики государства,
поставившего перед собой задачу
превратиться в социальное государство,
состоит в обеспечении условий для
повышения благосостояния, уровня жизни
населения, создании социальных предпосылок
в формировании экономических стимулов
развития производства.

Во
второй половине 1991 г. проблематика
социального государства начала постепенно
входить в России в политический оборот.
Впервые термин «социальное государство»
упоминается в проектах новой Конституции.

Но необходимо отметить, что при обсуждении
проектов Конституции РФ 1993 г. было
множество сторонников и противников
включения статьи о социальном государстве
в текст основного закона. На заседаниях
Конституционного совещания проводили
множество аргументов за и против,
базировавшихся в основном на идеологических
позициях и на соображениях политической
целесообразности[7].

Положение
о социальном государстве получило
закрепление в ст.7 Конституции РФ,
принятой на референдуме 12.12.1993 г.

«Российская
Федерация, — записано в Основном законе
страны, — социальное государство, политика
которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека»[8].

Таким образом, на конституционном уровне
зафиксирована приверженность ценностям
социального государства в России в
условиях современной модернизации
страны. Однако понятие «социальное
государство» в Конституции РФ по существу
не раскрыто.

В
Конституции РФ утверждается, что
социальное государство в России является
свершившимся фактом. Очевидно, что это
утверждение является попыткой выдать
желаемое за действительное.

В
ст.7 Основного закона говорится о том,
что в Российской Федерации охраняются
труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер
оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых людей,
развивается система социальных служб,
устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной
защиты.

Глава I Понятие, признаки и функции социального государстваhttps://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Однако
в п.2 ст.7 Конституции РФ перечислены
лишь некоторые из основных направлений
деятельности государства в социальной
сфере. Таким образом, на конституционном
уровне зафиксирована приверженность
ценностям социального государства в
России в условиях современной модернизации
страны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector