Правовая защита прав потребителей

Гражданско-правовая защита прав потребителей по договору купли-продажи — файл

Пунктом 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей предусматривается общее правило, по которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Данное положение Закона корреспондирует и п. 1 ст. 422 ГК, согласно которой договор должен соответствовать законам и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом необязательно весь договор в целом должен признаваться недействительным.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Аналогичную форму защиты прав потребителя предусматривает Закон о защите прав потребителей, в соответствие с п. 1 ст. 16 которого, ответственность в форме неустойки устанавливается для просрочившего исполнителя, вызванных нарушением сроков оказания услуг.

Неустойка взыскивается со дня (часа) следующего за днем (часом), к которому услуга должна быть начата или выполнена и прекращается началом или окончанием оказания услуги либо предъявлением потребителем иных требований, предусмотренных Законом.

Сумма неустойки, взыскиваемой с исполнителя в случае просрочки им удовлетворения требования потребителя о замене или ремонте товара с недостатками, ограничена по размеру. Она не может превышать цену услуги, а если цена услуги отдельно не определена — общей пены договора (заказа) (п. 5 ст. 16 Закона).

Размер неустойки определяется исходя из цены услуги или договора (заказа), сложившейся в том месте, где требование потребителя должно быть, удовлетворено в день добровольной выплаты или в день вынесения судебного решения [30, с. 535].

Предметом регулирования законодательства о защите прав потребителей являются отношения между продавцами, изготовителями, исполнителями и гражданами по поводу приобретения последними товаров, работ или услуг для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Другие группы ученых правоведов занимались составлением комментариев к закону, дополняли закон рядом постановлений и циркуляров определенных ведомств, что делало вопросы о защите прав и интересов потребителей наиболее понятными и определенными со стороны органов государственной власти.

Затем после того, как потребители осознают ненужность этих косметических средств для них возможности их вернуть и расторгнуть договор розничной купли-продажи не существует, так как, повторимся, согласно вышеприведенному постановлению Правительства Российской Федерации парфюмерно-косметические товары обмену и возврату не подлежат.

А кроме того, и в соответствии с общими положениями гражданского законодательства вернуть можно либо некачественный товар, либо если такой товар не подошел потребителю по размеру, форме, габариту, фасону, расцветку или комплектации.

Таким образом, классическое гражданское законодательство никогда не было специально рассчитано на регулирование защиты прав потребителей. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающие приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товарови услуг.

Предлагаем ознакомиться:  Методы правового регулирования заработной платы

Согласно ст. 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

 Закон РФ «О защите прав потребителей»

Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением его прав, подлежат возмещению в полном объеме и взыскиваются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Таким образом, установленная законом неустойка в данном случае имеет штрафной характер.

Возмещение убытков и уплата неустойки не освобождает продавца (изготовителя, уполномоченную организацию, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед покупателем (ст. 505 и п. 3 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Конечное и производственное потребление. Некоторые исследователи (например, Э. Г. Корнилов, В. С. Белых, Л. В. Санникова) полагают, что конечное потребление осуществляют не только «обыкновенные» физические лица, но и субъекты предпринимательской деятельности.

При этом Закон о защите прав потребителей адресует меры повышенной защиты именно конечному потребителю, что следует из рассматриваемой формулировки потребительских нужд. На этом основании авторы предлагают дополнить определение понятия «потребитель» указанием на юридических лиц. Так, В. С.

Белых считает «целесообразным распространить Закон о защите прав потребителей не только на потребительские кооперативы, но и на другие виды юридических лиц при условии, если они приобретают, заказывают или используют товары (работы, услуги) для собственных нужд, не связанных с извлечением прибыли (например, приобретение оргтехники, теле- и радиоаппаратуры и т. д.)».

Однако, как показывает практика, самостоятельно потребителем самозащита применяется редко. Это связано с тем, что данный способ защиты прав в рассматриваемой сфере имеет большие особенности. Покупатель (заказчик) является наиболее незащищенным субъектом потребительского рынка от недобросовестности продавцов (изготовителей, исполнителей).

Несмотря на все усилия государства реализовать права потребителя на просвещение и информацию в жизнь, уровень информированности граждан о своих потребительских правах явно недостаточен: умело пользоваться предоставленными Законом правами, а тем более их защитить, могут немногие.

В этой связи особая роль отводиться ОМС (ст. 44 Закона) и общественным организациям (ст. 45 Закона), осуществляющим защиту прав потребителей и наделенным соответствующими полномочиями. Следовательно, право потребителя на самозащиту на практике реализуется совместно с вышеуказанными органами.

Предлагаем ознакомиться:  Агентский договор на оказание посреднических услуг по поиску клиентов

Меры, применяемые по отношению к недобросовестным продавцам (изготовителям, исполнителям) данными организациями по заявлению потребителя (устному или письменному), и представляют собой способ самозащиты прав граждан на рынке продукции и услуг.

Об этом свидетельствует и судебная практика. По данным Курского областного суда, количество исков, поданных ОМС от имени потребителя и в его защиту, в несколько раз превышает количество исков, поданных непосредственно самим потребителем.

Закон о защите прав потребителей урегулировал систему фундаментальных прав потребителей, установленных Руководящими принципами в защиту интересов потребителей, единогласно принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году.

Как отмечено во введении Концепции развития гражданского законодательства России: «Развитие экономики и становление гражданского общества требуют использовать все возможные средства меры и средства гражданского законодательства, чтобы обеспечить добросовестное и надлежащее осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей» [9, с. 26].

С этой целью в Концепции предложен целый спектр мер, направленных на укрепление нравственных начал гражданско-правового регулирования (введение в гражданское законодательство принципа добросовестности и института преддоговорной ответственности, конкретизация лишаемых правовой зашиты «иных форм злоупотребления правом», существенная модификация многих норм о недействительности сделок и др.);

Права потребителя

усиление и повышение эффективности гражданско-правовой ответственности, (введение солидарной ответственности лиц, составляющих орган юридического лица, возможность «снятия корпоративных покровов» и др.

Полезные ссылки по теме «Права потребителей и их защита»

Право на качественный товар (работу услугу) означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).

Право на безопасность: как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (пункт 1 статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.

Право на возмещение ущерба: означает, что за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (статья 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Срок службы, срок годности и гарантийный срок — сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки — сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем.

Предлагаем ознакомиться:  Что является нормативно правовым актом примеры

В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке.

Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками.

Защита прав потребителей

Если условия договора ущемляют Ваши права — они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (пункт 1 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

  1. Если квартира передана с недостатками

  2. Особенности обмена и возврата товаров, купленных на AliExpressОбмен и возврат товаров, купленных на AliExpress

  3. Как защитить свои права, покупая товар в интернет-магазине

  4. Потребитель

  5. Продавец, изготовитель, исполнитель

  6. Товары, работы, услуги

  7. Перечень технически сложных товаров

  8. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера формы габарита фасона расцветки или комплектации

  9. Информация о товарах и услугах, маркировка

  10. Срок службы и срок годности

  11. Гарантийный срок

  12. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества – правило 14 дней

  13. Замена товара ненадлежащего качества

  14. Безвозмездное предоставление аналогичного товара на период ремонта

  15. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества

  16. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

  17. Ответственность за просрочку требований потребителя

  18. Моральный вред и основания для его возмещения

  19. Как написать претензию

  20. Образец претензии к МТС

  21. Образец претензии об обмене (возврате) мобильного телефона

  22. Как и кому написать жалобу

  23. Как написать иск (подробная инструкция)

  24. Как подать иск в суд (подробная инструкция)

  25. Образец искового заявления о защите прав потребителя

  26. Как написать иск и подать иск в суд

  27. Как написать претензию

  28. Как и кому написать жалобу

  29. Образец иска о взыскании заработной платы (премии)

  30. Образец иска о восстановлении на работе и оплате времени вынужденного прогула

  31. Все кодексы РФ

Гражданско-правовая защита прав потребителей в обязательствах розничной купли-продажи Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня продажи товара потребителю. Если день продажи товара установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (обуви, одежды и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector