Решения Конституционного Суда рф

Основные теории государственного устройства

При этом то обстоятельство, что положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации связывают необходимость пересмотра дела заявителя только с установленной Конституционным Судом неконституционностью нормы, не может служить препятствием для использования этой процедуры и применительно к случаям принятия постановления Конституционного Суда, в котором выявляется ее конституционно-правовой смысл.

Конституционный
строй – это взаимосвязанная система
общественных отношений, отражающих
главенствующие характеристики общества
и государства, связанные с положением
личности способами осуществления
власти, соотношением общества и
государства.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Соотношения понятий
«Конституционный строй» и «Фактическая
Конституция», «Государственный строй»,
«Общественный строй».

ОКС как КПИ – это
совокупность КПН, регулирующих базовые,
отправные общественные отношения,
составляющие предмет регулирования
КП.

Иерархия права:

  1. ОКС

  2. Конституция (главы
    со 2-9 гл.)

  3. Законодательные
    и иные нормативные акты

Конституция
использует следующие термины:

  1. Нарушение ч.3 ст.17

  2. Отрицание ч.1 ст.55

  3. Умаление ч.1,2 ст.55

  4. Отмена ч.2 ст.55

  5. Лишение ч.1 ст.47,
    ч.3 ст.6

  6. Ограничение ч.3
    ст.55

Можно ли ограничивать
права и свободы человека?

Любое государство
вправе устанавливать в своем национальном
законодательстве определенные ограничения
прав и свобод человека и гражданина.

Решения Конституционного Суда рф

Однако: конкретные
ограничения д.б строго регламентированы
и подконтрольны.

Часть третья статьи
55 Конституции РФ «Права и свободы
человека и гражданина могут
быть ограниченыфедеральным
закономтолько в
той мере, в какой это необходимов целяхзащиты
основ конституционного строя,
нравственности,
здоровья,
прав и
законных интересов других лиц,
обеспечения
обороны страны
и безопасности
государства.»

Особые обстоятельства

Часть первая статьи
56 Конституции РФ «В условиях чрезвычайного
положениядля
обеспечения безопасности граждан и
защиты конституционного строяв
соответствии с федеральным конституционным
закономмогут
устанавливатьсяотдельные
ограничения прав и свободс указанием
пределеов и сроков действия»

Часть третья статьи
56 не подлежат ограничению права,
перечисленные в статьях:

  1. 20

  2. 21

  3. 23, 24

  4. 28

  5. 34

  6. 40

  7. 46-54

  1. Понятие и элементы
    государственного устройства (ГУ). Формы
    ГУ (ФГУ).

  2. Понятие и признаки
    унитарной ФГУ.

  3. Понятие и признаки
    федеративной ФГУ.

  4. Понятие и признаки
    конфедерации.

  5. Понятие и виды
    автономии.

ГУ (в широком
смысле) – организация государственной
власти, включая форму правления,
политический режим и т.п., т.е. по сути,
государственный (конституционный строй)

ГУ (в узком смысле)
– территориальная организация
государства.

ГУ – это внутреннее
деление государства на составные части,
соотношение государства в целом в лице
его центральных органов, с одной стороны,
и составных частей государства в лице
их органов, с другой.

Элементы ГУ

  1. Правовое закрепление
    конкретной ФГУ (установление правового
    статуса государства в целом), как
    правило, в Конституции.

  2. Установление
    правового статуса составных частей
    государства (в конституциях, уставах,
    хартиях, статутах, договорах и др.
    правовых актах).

  3. Распределение
    компетенции между государством и его
    составными частями.

  4. Территориальная
    организация составных частей государства.

  5. Автономия отдельных
    частей государства.

  6. Юридические
    механизмы разрешения споров между
    государством и его частями.

  7. Юридические
    механизмы изменения статуса составных
    частей государства, изменение состава
    территории государства (включение
    новых или исключение имеющихся составных
    частей).

  8. Взаимоотношение
    составных частей государства между
    собой.

ФГУ – конкретный
способ организации территории государства.

Теоретики государства
и права различают три вида ФГУ –
Федерация, Унитарное государство,
Конфедерация. Но мы с этим не согласны!

Большинство
государствоведов выделяют лишь
федеративную и унитарную ФГУ.

Конфедерация –
это союз государств, в не союзное
государство, а значит это не ФГУ.

Понятие и принципы гражданства рф

Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения, как исключившие возможность установления в процессе правоприменения смягчающих ответственность обстоятельств и их учет при назначении наказания плательщикам страховых взносов за совершение правонарушений, ответственность за которые установлена Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон).

Конституционный Суд признал оспоренные нормы не соответствующими Конституции Российской Федерации, как исключившие возможность индивидуализировать наказание за нарушение установленных Законом требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.

Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении соответствующих санкций за нарушение положений законодательства о страховых взносах допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.

Если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Оспариваемые положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос о выезде из Российской Федерации иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию по визе, срок действия которой на день выезда истек, получившего разрешение на временное проживание в Российской Федерации и при этом не оформившего новую визу, и о привлечении в этом случае такого иностранного гражданина к административной ответственности за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Конституционный Суд признал оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, как устанавливающие в конституционно значимых целях режим пересечения Государственной границы Российской Федерации, в рамках которого при выезде иностранного гражданина из Российской Федерации осуществляется проверка наличия у него законных оснований въезда в Российскую Федерацию и пребывания в Российской Федерации, и предусматривающие административную ответственность за его нарушение.

В то же время указанные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, как позволяющие привлекать к административной ответственности за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации имеющего действующее разрешение на временное проживание в Российской Федерации иностранного гражданина – в случае, если он при выезде из Российской Федерации предъявил данное разрешение и визу, по которой осуществлял въезд в Российскую Федерацию и срок действия которой истек, подтверждающие законность его въезда в Российскую Федерацию и пребывания в Российской Федерации, – на одном лишь формальном основании отсутствия у него визы с неистекшим сроком действия, а также отказывать ему в связи с этим в пропуске через Государственную границу Российской Федерации на выезд.

Данным Постановлением не затрагивается регулирование порядка последующего въезда лиц, имеющих разрешение на временное проживание в Российской Федерации, на ее территорию после их выезда за пределы Российской Федерации в период действия указанного разрешения и не ставится под сомнение законодательное требование о наличии действующей визы для их въезда на территорию Российской Федерации.

Постановлением от 17 февраля 2016 года № 5-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», частей 1 и 3 статьи 18.

Предметом рассмотрения являлись положения пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и части 3 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос о назначении административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранным гражданам, имеющим вид на жительство и зарегистрированным по месту проживания в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях, за однократное неисполнение ими требования о ежегодном уведомлении территориальных органов Федеральной миграционной службы о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

Конституционный Суд признал положение части 3 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации, предусматривающее указанный вид административного наказания за неисполнение требования пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно не допускает возможность отказа от назначения административного наказания в этой части в случае однократного нарушения иностранным гражданином указанного требования, если суд – учитывая длительность проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства – придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации, влекущее пятилетнее ограничение права на въезд в Российскую Федерацию, является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания.

Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений судам при применении части 3 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации в случае однократного неисполнения иностранным гражданином правил уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации следует руководствоваться выраженными в данном Постановлении правовыми позициями.

Оспоренные положения статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на ее основании решается вопрос об освобождении от обложения налогом на доходы физических лиц ежемесячной денежной выплаты, установленной законом для ветеранов боевых действий.

Оспоренные положения были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в силу своей неопределенности в системе действующего правового регулирования они допускают обложение налогом на доходы физических лиц указанной выплаты.

Впредь до внесения необходимых законодательных изменений оспоренные положения не могут служить основанием такого налогообложения.

Предметом рассмотрения являлся вопрос о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьей 32 (часть 3), постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Анчугов и Гладков против России», вынесенного на основании статьи 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее истолковании Европейским Судом по правам человека.

Конституционный Суд признал невозможным исполнение указанного постановления Европейского Суда по правам человека в части мер общего характера, предполагающих внесение изменений в российское законодательство (и тем самым изменение основанной на нем судебной практики), которые позволяли бы ограничивать в избирательных правах не всех осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, поскольку предписание статьи 32 (часть 3) Конституции Российской Федерации, обладающей верховенством и высшей юридической силой в российской правовой системе, со всей определенностью означает императивный запрет, согласно которому не имеют избирательных прав без каких бы то ни было изъятий все осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, определенных уголовным законом.

Конституционный Суд признал возможным и реализуемым в российском законодательстве и судебной практике исполнение данного постановления Европейского Суда по правам человека в части мер общего характера, обеспечивающих справедливость, соразмерность и дифференциацию применения ограничений избирательных прав, поскольку в соответствии со статьей 32 (часть 3) Конституции Российской Федерации и конкретизирующими ее положениями Уголовного кодекса Российской Федерации, по общему правилу, исключается наказание в виде лишения свободы и тем самым лишение избирательных прав осужденных, совершивших впервые преступления небольшой тяжести, а за преступления средней тяжести и тяжкие преступления лишение свободы, как более строгий вид наказания из числа предусмотренных Особенной частью данного Кодекса за совершение соответствующего преступления, назначается по приговору суда и, следовательно, влечет лишение избирательных прав только в том случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания.

Исполнение названного постановления Европейского Суда по правам человека в части мер индивидуального характера, которые предусмотрены действующим законодательством, в отношении граждан С.Б.Анчугова и В.М.

Предлагаем ознакомиться:  Экспертиза давности изготовления документа как и где проводится зачем нужна порядок действий

Гладкова признано невозможным, поскольку указанные граждане были приговорены к лишению свободы на длительные сроки за совершение особо тяжких преступлений, а потому не могли рассчитывать – даже согласно критериям, выработанным Европейским Судом по правам человека, – на доступ к избирательным правам.

Оспоренные нормы являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на основании содержащихся в них положений об отнесении вопросов сбора и вывоза, а также утилизации и переработки отходов к вопросам местного значения, подлежащим решению органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, в правоприменительной практике допускается возложение на муниципальные районы обязанности по ликвидации несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов.

  1. Понятие и принципы
    гражданства РФ

  2. Основания
    приобретения гражданства

  3. Основания
    прекращения гражданства

  4. Производство по
    делам о гражданстве

Организационно-политические окс.

Организационно-политические
основы: ст.ст. 1,3,4,5,10,11,12,13,15,16.

Положение о том,
что источником власти является народ
на конституционном уровне впервые было
закреплено в Конституции СССР 1977 года.

Согласно
ч.4 ст.15 Конституции РФ, в случае
противоречия МД РФ федеральным законам
применяется МД. НО КОНСТИТУЦИЯ ВЫШЕ
МД!!!

В иерархии норм
Конституции РФ на первом месте стоят
нормы Первой главы – Основы конституционного
строя!

Понятие и виды конституционного статуса личности (ксл).

предполагается обязанность Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации обеспечивать и поддерживать такое состояние правового регулирования обязательных платежей в дорожные фонды, при котором не допускается избыточность совокупного экономического бремени, возлагаемого на собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств системой обязательных платежей в дорожные фонды, на основе анализа целесообразности и экономической обоснованности как каждого конкретного платежа (его размера), так и системы в целом, а также с учетом сбалансированности интересов уровней бюджетной системы Российской Федерации;

размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, не может превышать размер вреда (в денежном выражении), дополнительно причиняемого такими транспортными средствами (с учетом усредненных расчетов) по сравнению с транспортными средствами, имеющими меньшую разрешенную максимальную массу;

поскольку данная плата относится к неналоговым платежам, федеральный законодатель был вправе наделить Правительство Российской Федерации правомочием определять конкретный размер данного обязательного публичного платежа;

не допускается повышение установленной в настоящее время Правительством Российской Федерации платы – помимо индексации ее размера в нормативно закрепленных пределах – без указания на такую возможность в федеральном законе и без предоставления плательщикам гарантий адаптации к ее повышению;

при этом с соблюдением требования о гарантиях адаптации плательщиков к повышению платы должны осуществляться отмена или увеличение понижающего коэффициента к размеру платы в случае, если пределы его действия во времени не определены;

возложение на собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств обязанности по внесению данной платы наряду с предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации транспортным налогом и акцизом на бензин и дизельное топливо – учитывая, что объекты обложения названными публичными платежами не совпадают, – не ведет к двойному обложению указанных лиц;

оператор не вправе ограничивать доступ плательщика (потенциального плательщика) к использованию системы взимания платы, в том числе отказывать ему в совершении действий, необходимых для доступа к этой системе, если такая возможность и ее основания не предусмотрены нормативно.

Совершение же непосредственно оператором действий, сопоставимых по форме и последствиям с применяемыми исключительно органами публичной власти мерами административного принуждения, в любом случае недопустимо;

исключается распоряжение оператором денежными средствами, внесенными в счет платы, кроме как их перечисление в федеральный бюджет, а также – в установленных нормативными правовыми актами случаях – возврат плательщику, и, соответственно, не допускается использование оператором этих денежных средств для иных целей;

не допускается наложение административного наказания в виде административного штрафа за несоблюдение требований, предусмотренных данными нормативными положениями, при отсутствии вины лица, привлекаемого к административной ответственности;

при производстве по делу об административном правонарушении такое лицо во всяком случае не лишено возможности приводить доказательства в обоснование того, что наличие в его действиях (бездействии) формальных признаков объективной стороны состава данного административного правонарушения было вызвано не зависящими от него обстоятельствами, обусловленными сложившейся дорожной обстановкой, состоянием транспортной инфраструктуры или иными подобными причинами.

Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения пункта 4 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющимиразрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504, в той мере, в какой ими не исключается возможность принятия оператором системы взимания платы – индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом как участниками гражданского оборота нормативных правовых актов (актов нормотворческого (властно-распорядительного) характера), в том числе касающихся установления порядка внесения платы и перечисления ее в доход федерального бюджета, а также возврата плательщику излишне уплаченных сумм.

Конституционный Суд, установив срок (до 15 ноября 2016 года) для внесения надлежащих изменений в действующее нормативное регулирование, указал, что этим не отменяется обязанность внесения платы на основе действующего регулирования, в том числе применения до указанной даты принятых оператором актов.

Конституционный Суд признал оспоренное положение не противоречащим Конституции Российской Федерации, как устанавливающее в целях обеспечения прав и законных интересов собственников объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, общий порядок оспаривания органами местного самоуправления результатов определения кадастровой стоимости, который предусматривает возможность такого оспаривания в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.

Оспоренное положение было при этом признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.

Конституционный Суд признал спорное регулирование соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно направлено на защиту здоровья как конституционно значимой ценности и в этих целях предусматривает возможность принятия в отношении указанного лица решения о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации в случае отказа либо уклонения от лечения, а также нарушения им установленного порядка лечения, влекущих возникновение реальной угрозы для здоровья населения.

Вместе с тем оспоренные положения были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они создают непреодолимые препятствия для въезда указанного лица в Российскую Федерацию – вне зависимости от факта его последующего документально подтвержденного излечения от данного инфекционного заболевания.

Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений суд вправе отменить решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, принятое в связи с выявлением у него инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, в случае документального подтверждения факта его излечения от данного заболевания и медицинского освидетельствования в Российской Федерации, для прохождения которого такому лицу должна быть предоставлена возможность въехать на территорию Российской Федерации.

При проведении процедуры замещения вакантного депутатского мандата зарегистрированному кандидату, входящему в состав федерального списка кандидатов и не получавшему мандат депутата Государственной Думы, должна обеспечиваться возможность претендовать на замещение депутатского мандата в порядке очередности.

Конституционный Суд указал, чтоотсутствие в оспоренных положениях, равно как и в иных статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях специальных положений о компенсации убытков, причиненных незаконным применением административного штрафа, не препятствует возмещению в полном объеме вреда, причиненного физическому или юридическому лицу исполнением постановления о наложении административного штрафа, признанного после его уплаты незаконным, в порядке гражданского судопроизводства.

Конституционный Суд отметил, чтособлюдение установленных оспоренными положениями сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено применение административного ареста или административного выдворения, не должно приводить к ограничению права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пользоваться помощью защитника (адвоката), а потому судья (орган, должностное лицо), рассматривающие дело об административном правонарушении, не вправе ссылаться на них как на безусловное обстоятельство, препятствующее реализации этого права.

Конституционный Суд указал, что суд, осуществляющий повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии, не может быть связан исключительно данными официальной справки уполномоченного государственного органа, использованной избирательной комиссией.

Он вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии об их несоответствии действительности и должен выносить свое решение на основе оценки всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности.

Конституционный Суд указал, что действующее регулирование предполагает отнесение указанного вознаграждения к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о его выплате в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.

Предлагаем ознакомиться:  Забыл права дома: что делать, какой штраф за забытые дома права, если остановили, если не остановили, если нет вообще никаких документов с собой, штрафстоянка

Конституционный Суд рф. Принципы деятельности кс рф.

Принципы КСЛ
(Воеводин):

  1. Учредительность
    всех элементов КСЛ;

  2. Неотъемлемость
    и неотчуждаемость прав и свобод человека
    и гражданина;

  3. Равноправие
    (равенство в правах, свободах и
    обязанностях человека и гражданина);

  4. Гуманистическая
    направленность прав и свобод;

  5. Общая доступность
    прав, свобод и непредложенность
    обязанностей.

Принципы КСЛ
(Невинский):

  1. Принцип приоритета
    интересов личности в отношениях с
    государством;

  2. Принцип сочетания
    личных и общественных интересов;

  3. Принцип единства
    прав и обязанностей;

  4. Принцип законности;

  5. Принцип равноправия
    личности.

Принципы гражданства:

  1. Принцип единого
    и равного гражданства. Гражданство
    является единым и равным независимо
    от оснований его приобретения.

  2. Принцип защиты
    российских граждан за рубежом: 1.
    Невозможность высылки российских
    граждан за пределы РФ и их выдачи другим
    государствам; 2. Сохранение гражданства
    у российских граждан, проживающих за
    рубежом; 3. Обязанность ОГВ, ДП, консульских
    учреждений содействовать российским
    гражданам за рубежом в реализации своих
    прав.

  3. Принцип допущения
    двойного гражданства. Гражданин РФ,
    имеющий также иное гражданство,
    рассматривается РФ только как гражданин
    РФ, из исключением случаев, предусмотренных
    МД РФ и ФЗ. Приобретение гражданином
    РФ иного гражданства не влечет за собой
    прекращение гражданства РФ.

  4. Принцип сокращения
    состояния безгражданства. РФ поощряет
    приобретение гражданства РФ апатридами
    и не препятствует приобретению иного
    гражданства.

  5. Принцип незыблемости
    права на гражданство: 1. В РФ каждый
    человек имеет право на гражданство, а
    гражданин РФ не может быть лишен своего
    гражданства или права изменить его; 2.
    В РФ изменения в брачно-семейных
    отношениях не влекут изменения
    гражданства; 3. В РФ гражданство детей
    обеспечивается особой защитой.

Черты
Конституции (по Н.А. Михалёвой):

  1. Легитимность
    (значит остальные нелегитимны? –
    некорректно)

  2. Итоговый характер
    предписаний (можно изменить – некорректно)

  3. Перспективность

  4. Реальность
    (остальные нереальны? – некорректно)

  5. Верховенство

  6. Стабильность (не
    стыкуется с итоговым характером
    предписаний – некорректно)

  7. Фундамент правовой
    системы

Принципы Конституции:

  1. Принцип народовластия
    (народного суверенитета)

  2. Принцип разделения
    властей (ст. 10 Конституции РФ)

  3. Принцип
    республиканской формы правления

  4. Принцип приоритета
    прав человека

  5. Принцип федеративного
    государственного устройства

Независимость

Коллегиальность

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Гласность

Состязательность
и равноправие сторон

Устность
разбирательства

Язык конституционного
судопроизводства

Непрерывность
судебного заседания

Временное проживание иг в рф

Срок временного
пребывания ИГ в РФ определяется сроком
действия выданной ему визы. Срок
временного пребывания в порядке, не
требующем получения визы, не может
превышать 90 суток за исключением случаев,
установленных ФЗ.

Временно пребывающий
р РФ ИГ обязан выехать из РФ по истечении
срока действия его визы или иного срока
временного пребывания, установленного
ФЗ или МД. (ПРИНЦИП – ЕСЛИ НЕ ПРОДЛЕН)

Срок временного
пребывания ИГ в РФ, прибывшего в РФ в
порядке, не требующем получения визы,
и заключившего трудовой или
гражданско-правовой договор на выполнение
работ (оказание услуг), продлевается на
срок договора, но не более чем на 1 год
(со дня въезда ИГ), за исключением случаев,
предусмотренных иными ФЗ (пр. – Сколково).

ИГ или ЛБГ при
въезде в РФ обязаны получить и заполнить
миграционную карту. Она подлежит сдаче
(возврату) в пункте пропуска через гос.
границу РФ при выезде из РФ.

Разрешение на
временное проживание (РВП) – подтверждение
права ИГ или ЛБГ временно проживать в
РФ до получения ВНЖ.

РВП оформляется
в виде:

  1. Отметки в документе,
    удостоверяющем личность ИГ или ЛБГ

  2. Документа
    установленной формы, выдаваемого ЛБГ,
    не имеющему документа, удостоверяющего
    его личность

РВП может быть
выдано ИГ в пределах квоты, ежегодно
устанавливаемой Правительством РФ.

Срок действия РВП
– 3 года.

Без учета квоты
разрешение может быть выдано ИГ:

  1. Родившемуся на
    территории РСФСР и состоявшему в прошлом
    в гражданстве СССР или родившемуся на
    территории РФ

  2. Признанному
    нетрудоспособным и имеющему дееспособных
    сына или дочь (граждан РФ)

  3. Имеющему хотя бы
    одного нетрудоспособного родителя –
    гражданина РФ

  4. Состоящему в браке
    с гражданином РФ, имеющим МЖ в РФ

  5. Осуществившем
    инвестиции в РФ в размере, установленном
    Правительством РФ

  6. Поступившему на
    военную службу по контракту (на срок
    службы)

  7. Являющемуся
    участником Гос. программы по оказанию
    содействия добровольному переселению
    в РФ соотечественников, проживающих
    за рубежом, и членам его семей

  8. Имеющему ребенка
    – гражданина РФ

  9. Имеющему сына или
    дочь (граждан РФ), достигших 18 лет,
    признанных недееспособными либо
    ограниченными в дееспособности

  10. Не достигшему 18
    лет, получающему РВП совместно с
    родителем (усыновителем, опекуном,
    попечителем), либо по его заявлению
    (т.е. не совместно) (для отдельных
    категорий ИГ, указанных в законе)

  11. Достигшему 18 лет,
    в соответствии …

ФЗ «О получении
РВП» См. ст.6 и ст.6.1

Ст.7 – основания
отказа в выдаче РВП

Конституционно-правовая характеристика Российского государства.

Оспоренное положение, согласно которому срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно допускает ограничение свободы такого лица до судебного решения на срок более 48 часов.

Кроме того, положения о двухмесячном стаже аккредитуемых работников не могут рассматриваться как предполагающие обязательное наличие трудового или возмездного гражданско-правового договора, заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (референдума), о работе именно в конкретном средстве массовой информации.

Соответственно, его применение в качестве основания для отказа в аккредитации журналистов, которые на день официального опубликования решения о назначении выборов имеют достаточный профессиональный стаж работы в средствах массовой информации на основании трудового или возмездного гражданско-правового договора, но вступили в соответствующие правоотношения с редакцией того средства массовой информации, которое подает заявку на их аккредитацию, позже, чем за два месяца до назначения выборов, не исключало бы вывод об умалении конституционных прав и свобод, в частности свободы массовой информации.

Кроме того, действующее регулирование не препятствует гражданам на основе ставших им известными, в том числе из неформализованных источников, фактов о допущенных нарушениях при подсчете голосов и определении результатов голосования обжаловать соответствующие решения и действия (бездействие) избирательных комиссий на том избирательном участке, где такие граждане приняли участие в голосовании.

При квалификации тех или иных действий участников публичного мероприятия в качестве подпадающих под запрет на сокрытие своего лица необходимо обращать внимание на мотивы и цели таких действий, используемые способы и средства, наступившие последствия, их влияние на безопасность и общественный порядок, включая реагирование на замечания организатора публичного мероприятия и представителей правоохранительных органов.

ОПЛ – это фактическое
положение личности в обществе, закрепленное
социальными нормами.

Правовое положение
личности, а это нормы: гражданского,
уголовного, административного, трудового,
конституционного и иных отраслей права.

ППЛ – фактическое
положение личности в обществе, закрепленное
правовыми нормами.

ИГ и ЛБГ пользуются
в РФ правами и несут обязанности наравне
с гражданами РФ, кроме случаев,
установленных ФЗ или МД РФ.

Объем прав и свобод
зависит от статуса ИГ:

  1. Временно пребывающий
    в РФ

  2. Временно проживающий
    в РФ

  3. Постоянно
    проживающий в РФ

Общее правило –
надо иметь разрешение на работу.

Необходимость
получения разрешения на работу не
распространяется на ИГ по основаниям,
установленным ст.13

ИГ имеют право на
пользование достижениями культуры
наравне с гражданами РФ.

С совестью все в
порядке.

С браками тоже.

ИГ имеют право на
свободу передвижения в личных и деловых
целях в пределах РФ, за исключением
посещения территорий, организаций и
объектов, для въезда на которые требуется
специальное разрешение.

Постоянно проживающие
в РФ ИГ в случаях и порядке, предусмотренных
ФЗ, имеют право избирать и быть избранными
в ОМС, а также участвовать в местном
референдуме.

Гарантии и защита
прав иностранцев:

  1. Неприкосновенность
    личности и жилища

  2. Защита прав ИГ
    (право на обращение в суд и иные гос.
    органы для защиты личных, имущественных,
    семейных и иных прав; в суде ИГ пользуются
    всеми процессуальными правами наравне
    с гражданами РФ)

Ограничения прав
и свобод ИГ и ЛБГ:

  1. Невозможность
    избирать и быть избранными в ФОГВ и
    РОГВ

  2. Невозможность
    баллотироваться на должность Президента
    РФ, ВДЛ МО

  3. Невозможность
    участия в федеральных и региональных
    референдумах

  4. Невозможность
    создания и участия в деятельности
    политических партий

  5. Невозможность
    участвовать в отправлении правосудия

  6. Ограничения в
    передвижении и выборе МЖ

  7. Ограничения в
    праве собственности

  8. Невозможность
    службы в ВС РФ по призыву

  9. Невозможность
    въезда на территорию РФ без разрешения
    (визы)

  10. Невозможность
    проживания и осуществления своей
    деятельности в РФ без специальных
    документов или процедур

  11. Невозможность
    назначения на отдельные должности и
    занятия определенной трудовой
    деятельностью

  1. Соблюдение
    Конституции РФ и законов – каждый (ч.2
    ст.15)

  2. Забота о детях и
    их воспитание – родители и лица, их
    заменяющие (ч.2 ст.38)

  3. Забота о
    нетрудоспособных родителях –
    трудоспособные совершеннолетние дети
    (ч.3 ст.38)

  4. Обеспечение
    получения детьми основного общего
    образования – родители и лица, их
    заменяющие (ч.4 ст.43)

  5. Забота о сохранении
    исторического и культурного наследия,
    памятников истории и культуры – каждый
    (ч.3 ст.44)

  6. Обязанность
    платить законно (если установлен не
    законом – то фигня) установленные
    налоги и сборы – каждый (ст.57)

  7. Обязанность
    сохранять природу и окружающую среду,
    бережно относиться к природным богатствам
    – каждый (ст.58)

  8. Обязанность защиты
    Отечества – граждане РФ (ст.59)

  1. Содержание и
    порядок реализации конституционного
    права на проведение собраний, митингов,
    демонстраций, шествий и пикетирований.
    ФЗ «О порядке организации и проведения
    митингов, уличных шествий, демонстраций
    и пикетирований» от 19.06.2004

  2. Содержание и
    порядок реализации конституционной
    свободы совести и вероисповеданий. ФЗ
    «О свободе совести и религиозных
    объединениях» от 26.09.1997

  3. Содержание и
    порядок реализации конституционного
    права на информацию Закон РФ «О СМИ»
    от 27.12.1991, ФЗ «Об информации, информационных
    технологиях и защите информации» от
    27.06.2006, ФЗ «Об обеспечении доступа к
    информации о деятельности государственных
    органов и органов местного самоуправления»
    от 09.02.2009

  4. Содержание и
    порядок реализации конституционного
    права на свободное передвижение, выбор
    места пребывания и жительства. Закон
    РФ «О праве граждан РФ на свободу
    передвижения, выбор места пребывания
    и жительства в пределах РФ» от 25.06.1993
    г.; «Дело о московской регистрации
    (прописке)» Постановление КС РФ от
    04.04.1996

  5. Содержание и
    порядок реализации конституционного
    права на выезд из РФ и въезд в РФ. ФЗ «О
    порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от
    15.08.1996; «Дело Аванова» Постановление
    КС РФ от 15.01.1998; «Дело гражданина Смирнова»
    Постановление КС РФ от 20.12.1995

  6. Содержание и
    порядок реализации конституционного
    права на объединение. ФЗ «Об общественных
    объединениях» от 19.05.1995 (смотреть
    организационно-правовые формы, можно
    ли не регистрировать общественные
    объединения, какие подлежат обязательной
    регистрации, порядок регистрации, три
    статуса – участник, учредитель, член);
    ФЗ «О некоммерческих организациях» от
    12.01.1996

  7. Содержание и
    порядок реализации конституционного
    права на обращение. ФЗ «О порядке
    рассмотрения обращений граждан РФ» от
    02.05.2006

  8. Содержание и
    порядок реализации конституционной
    обязанности защиты Отечества. ФЗ «О
    воинской обязанности и военной службе»
    от 28.03.1998 (кто не подлежит призыву, кому
    положены отсрочки).

  9. Содержание и
    порядок реализации конституционного
    права на альтернативную гражданскую
    службу. ФЗ «Об АГС» от 25.07.2002 (кому право
    на АГС предоставил именно ФЗ, а не
    Конституция).

Предлагаем ознакомиться:  Срок обжалования постановления по административному правонарушению

Въезд в рф и выезд из рф иг и лбг

ИГ и ЛБГ могут
въезжать в РФ при наличии рос. визы по
действительным документам, удостоверяющим
их личность и признаваемым РФ в этом
качестве, если иное не предусмотрено
МД РФ.

МИД РФ выдает
приглашения по ходатайству:

  1. ФОГВ

  2. РОГВ

  3. ДП

  4. КУ

  5. Международным
    организациям и их представительствам

ТО ФМС выдает
приглашения по ходатайству:

  1. ОМС

  2. ЮЛ в уведомительном
    порядке вставших на учет в ФМС или ТО
    ФМС

  3. Граждан РФ

  4. Постоянно
    проживающих в РФ ИГ

Приглашение
содержит сведения, определенные
федеральным законом.

Одновременно с
ходатайством о выдаче приглашения
приглашающей стороной представляются
гарантии материального, медицинского
и жилищного обеспечения ИГ на период
пребывания в РФ. Порядок представления
этих гарантий устанавливается ПП РФ от
24 марта 2003 г. №167.

Ст. 27 ФЗ о порядке
въезда и выезда. Въезд в РФ ИГ и ЛБГ
ДОЛЖЕН БЫТЬ запрещен в случаях, если:

  1. Это необходимо в
    целях обеспечения обороноспособности
    или безопасности государства либо
    общественного порядка, либо защиты
    здоровья населения;

  2. В период своего
    предыдущего пребывания в РФ ИГ или ЛБГ
    подвергались административному
    выдворению за пределы РФ либо
    депортировались, — в течение пяти лет
    (со дня адм. выдворения или депортации);

  3. ИГ или ЛБГ имеют
    непогашенную или неснятую судимость
    за совершение тяжкого или особо тяжкого
    преступления, признаваемого таковым
    в соответствии с ФЗ;

  4. Они не представили
    документы, необходимые для получения
    российской визы;

  5. Не представили
    полис медицинского страхования,
    действительный на территории РФ;

  6. При обращении за
    визой либо в пункте пропуска через гос.
    границу РФ ИГ или ЛБГ не смогли подтвердить
    наличие средств для проживания на
    территории РФ и последующего выезда
    из РФ или предъявить гарантии
    предоставления таких средств;

  7. В отношении ИГ
    или ЛБГ принято решение о нежелательности
    их пребывания или проживания в РФ.

Въезд в РФ ИГ и ЛБГ
МОЖЕТ БЫТЬ запрещен, если:

  1. Имею неснятую или
    непогашенную судимость с совершение
    умышленного преступления;

  2. В пункте пропуска
    через гос. границу РФ нарушили правила
    пересечения границы, таможенные правила,
    санитарные нормы – до устранения
    нарушения;

  3. Сообщили о себе
    или о целях своего пребывания заведомо
    ложные сведения;

  4. Два и более раза
    в течение трех лет привлекались в админ.
    ответственности на территории РФ;

  5. В период своего
    предыдущего пребывания в РФ уклонились
    от уплаты налога или админ. штрафа либо
    не возместили расходы, связанные с
    данными действиями – до осуществления
    соответствующих выплат в полном объеме;

  6. В период своего
    предыдущего пребывания в РФ находились
    в РФ вследствие их передачи иностранным
    государствам РФ в соответствии с МД РФ
    о реадмиссии, — в течение 5 лет со дня
    передачи.

Выезд ИГ из РФ. ИГ
выезжают из РФ в пунктах пропуска через
Гос. границу РФ по паспортам и визам.

Выезд из РФ ИГ и
ЛБГ МОЖЕТ БЫТЬ ограничен в случаях, если
они:

  1. Задержаны по
    подозрению в совершении преступления
    либо привлечены в качестве обвиняемых
    – до принятия решения по делу или до
    вступления в силу приговора суда;

  2. Осуждены за
    совершение преступления на территории
    РФ – до отбытия (исполнения) наказания
    или до освобождения от него;

  3. Уклоняются от
    исполнения обязательств, наложенных
    на них судом до их исполнения либо до
    достижения согласия сторонами;

  4. Не выполнили
    обязательства по уплате налогов – до
    уплаты;

  5. Привлечены к
    административной ответственности, —
    до исполнения наказания или освобождения
    от наказания.

Социальные, экономические и культурные пс.

Конституционный Суд признал оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они предполагают, что для указанной цели доход такого индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

СЭК ПС не обусловлены
прямо наличием гражданства (ими обладают
как граждане, так и неграждане данного
государства) и представляют собой
гарантированные Конституцией возможности,
связанные с реализацией социальных,
экономических и культурных потребностей
индивида.

Социальные и
экономические ПС:

  1. Свобода
    предпринимательской деятельности (34)

  2. Право частной
    собственности (35)

  3. Свобода труда и
    право на труд в надлежащих условиях
    (37)

  4. Право на
    вознаграждение на труд (37)

  5. Право на
    индивидуальные и коллективные трудовые
    споры, включая право на забастовку (37)

  6. Право на защиту
    от безработицы (37)

  7. Право на отдых
    (37)

  8. Право на защиту
    государством семьи, материнства и
    детства (38)

  9. Право на социальное
    обеспечение (39)

  10. Право на жилище
    (40)

  11. Право на охрану
    здоровья и медицинскую помощь (41)

  12. Право на благоприятную
    окружающую среду (42)

  13. Право на образование
    (43)

  14. Свобода литературного,
    художественного и иных видов творчества
    (44)

  15. Свобода преподавания
    (44)

  16. Право на участие
    в культурной жизни и пользование
    учреждениями культуры (44)

«Дело о приостановлении
выплат пенсий» Постановление КС РФ от
16 октября 1995 г. (проверка конституционности
ст 124 закона РСФСР о гос пенсиях)

«Дело о забастовке
работников гражданской авиации»
Постановление КС РФ от 17 мая 1995 г.

«Дело пособии по
безработице» Постановление КС РФ от 22
октября 2010 г. №15-П

Организационно-политические окс.

ППС обусловлены
наличием гражданства. Они представляют
собой гарантированные Конституцией
возможности, связанные с участием
граждан государства в осуществлении
власти.

ППС:

  1. Право на объединение
    (30)

  2. Право собираться
    мирно, без оружия, проводить собрания,
    митинги и демонстрации, шествия и
    пикетирования (31)

  3. Право участвовать
    в управлении делами государства (32)

  4. Право избирать и
    быть избранным в ОГВ и ОМС (32)

  5. Право участвовать
    в референдуме (32)

  6. Право на равный
    доступ к государственной службе (32)

  7. Право на участие
    в отправлении правосудия (32)

  8. Право обращаться
    лично, а также направлять индивидуальные
    и коллективные обращения в ОГВ и ОМС
    (33)

  9. Право на двойное
    гражданство в соответствии с ФЗ И МД
    РФ (6)

  10. Право изменить
    свое гражданство (6)

«Дело о списках
избирателей» Постановление КС РФ от 24
ноября 1995 г.

Конституционные обязанности человека и гражданина

Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку, ограничивая двумя месяцами срок, который с момента прекращения действия лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке этилового спирта либо алкогольной и спиртосодержащей продукции дается юридическому лицу для реализации имеющихся у него остатков такой продукции, позволяли признавать их находящимися в незаконном обороте, а потому подлежащими изъятию и уничтожению – применительно к винодельческой продукции, выдержка которой на момент истечения двух месяцев, предусмотренных данным положением, не достигает срока, необходимого для завершения ее производства согласно требованиям технологического процесса, притом что само производство было начато в период действия соответствующей лицензии.

Конституционный Суд признал оспоренные положения не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они допускают по истечении двух месяцев с момента прекращения действия данной лицензии принудительное безвозмездное изъятие с целью уничтожения по решению суда остатков принадлежащей ему указанной винодельческой продукции, притом что само производство было начато в период действия лицензии, осуществлялось (с учетом стадии производственного процесса) в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением обязательных требований и что, начиная его, лицензиат не мог предполагать, что лицензия на новый срок не будет им получена.

остатки такой продукции, не реализованные производителем в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии, подлежат изъятию и продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику их стоимости, определенной судом, за вычетом затрат на их хранение и реализацию.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

При этом сам производитель не лишается возможности подыскивать потенциального покупателя. Как только затраты на хранение нереализованной продукции превысят ее стоимость, она может быть уничтожена в установленном порядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector