Понятие налога и сбора в налоговой системе

1) По способу взимания:

  1. прямые

  2. косвенные

Прямые
налоги –
налоги, падающие на собственность или
на доход. Плательщик – собственник
дохода или имущества. Делятся на 2 группы:

  • личные
    – уплачиваются с действительно
    полученных доходов (т.е. это подоходные
    налоги)

  • реальные
    – ими облагается не действительный, а
    предполагаемый средний доход, получаемый
    в данных экономических условиях от
    того или иного объекта налогообложения
    (т.е. это поимущественные налоги)

Косвенные
налоги –
налоги на обращение и на потребление.
Взимаются через надбавку в цене.
Плательщик – конечный потребитель
товара.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Косвенные
делятся на:

  • индивидуальные
    – облагается строго определенная
    группа товаров

  • универсальные
    – облагаются все товары за исключением
    некоторых

  • таможенные
    пошлины

  • фискальные
    монополии – облагаются товары,
    производство и реализация которых
    сосредоточены в руках государства.

Тема 2. Основы налоговой системы

В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов. Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с частью второй того же Кодекса, Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

С каких же лиц, «указанных в статье 333.17» взимаются пошлины? Под таковыми понимаются физические и юридические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных соответствующим законодательством (то есть действий, совершение которых обусловлено уплатой пошлины) либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании закона. Признаки налога, сбора и пошлины.

Понятие налога и сбора в налоговой системе

Мы дорожим своими клиентами и их доверием. Мы любим свою работу . и за это нас ценят клиенты. Почему нам доверяют компании: 1. Опыт работы в юридической сфере более 10 лет. 2. У нас работают только аттестованные специалисты. 3.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ): виды налогов и сборов; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов; права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

формы и методы налогового контроля; ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах; порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц. Принципы налоговой системы Российской Федерации Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Признаки налога .

следующие: обязательность; индивидуальная безвозмездность; отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований. Характерными чертами сбора как взноса являются: обязательность; одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Функции налогов — это направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.

Различают основные функции налогов и сборов в рыночной экономике. Фискальная функция налогов непосредственным образом связана с формированием доходной части государственного бюджета и представляет собой изъятие средств налогоплательщиков в централизованные фонды государства.

Распределительная функция налогов выполняет социальное предназначение, состоящее в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от высокооплачиваемых и состоятельных граждан — к малообеспеченным, что в конечном итоге гарантирует социальную стабильность в обществе.

Например, прогрессивное налогообложение, возрастание налоговых ставок по мере роста размера доходов, установление высоких ставок акцизов на товары не первой необходимости Поощрительная функция налогов.

Устанавливая тем или иным категориям налогоплательщиков определенные налоговые льготы, государство поощряет их за те или иные заслуги перед Родиной или по иным основаниям. Контрольная функция налогов обеспечивает контроль со стороны государства за финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельностью юридических лиц и граждан, а также за источниками доходов и направлениями их расходования.

Налогообложение старо как мир. Оно существовало уже в библейские времена и было хорошо организовано. Одним из самых известных налогов была «десятина», десятую часть урожая в качестве налога крестьянин отдавал за пользование землей.

Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия. В государствах классического древнего мира (Рим, Афины, Спарта) налоги, как правило, не взимались, потому что не было постоянных ведомств.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами, которые ранее в нее входили.

Предлагаем ознакомиться:  Приказ путина о списании налоговой задолженности

Налоги — более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Однако формирование постоянно действующих государственных органов, создание армий требовали больших средств и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов.

Налог имеет одновременно экономическую и правовую природу. Первопричина существования налоговых отношений выражается в необходимости перераспределения части доходов для удовлетворения общенациональных потребностей.

Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых)

История налогов насчитывает тысячелетия. Полагают, что один из первых регулярных денежных налогов был трибут — поголовный налог на всех граждан Римской империи во II в. до н. э. Еще средневековый философ Ф.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Аквинский называл налоги «дозволенной формой грабежа» и даже формой «грабежа без греха», если собранные средства употребляются на «всеобщее благо». Отчуждение у населения части созданного им продукта в пользу государства вызывалось объективной необходимостью создания материальной базы для содержания государственного аппарата и осуществления государством своих функций. Налог — это платеж, связанный с переходом права собственности от частного субъекта к публичному.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

  1. налоги
    с физических лиц

  2. налоги
    с юридических лиц

  3. смешанные
    налоги – уплачиваются как юр., так и
    физ. лицами (таможенная пошлина, гос.
    пошлина)

Понятие налога и сбора в налоговой системе

3) По способу
определения размера:

  1. раскладочные
    – их размер определяется исходя из
    потребности совершить конкретный
    расход.

  2. количественные
    – (квотативные, долевые) – размер
    определяется из возможности
    налогоплательщика заплатить налог,
    т.е. эти налоги либо прямо, либо косвенно
    учитывают имущественное состояние
    плательщика.

1.1 Понятие об ответственности за совершение налоговых нарушений. Субъекты налоговой ответственности.

  1. регулярные
    (систематические, периодично-календарные,
    текущие). Взимаются с определенной
    периодичностью (недельные, кварт-е,
    годовые)

  2. разовые
    – уплата разовых налогов связывается
    с какими-либо событиями не образующими
    системы.

5) Как источник
формирования бюджета:

  1. закрепленные
    – они на длительный период закреплены
    как доходный источник конкретного
    бюджета или внебюджетного фонда.

  2. регулирующие
    (разноуровневые) – налоги, которые
    поступают одновременно в бюджеты разных
    уровней в определенных пропорциях. Они
    могут ежегодно перераспределяться м/у
    бюджетами разных уровней. Цель – покрыть
    дефицит бюджета.

6) По целевой
направленности:

  1. общие
    (абстрактные) – вводятся государством
    для формирования бюджета в целом.

  2. целевые
    (специальные) – для финансирования
    конкретного направления затрат
    государства.

Введение
целевых налогов оправдано в следующих
случаях: 1) налоги вводятся с целью
придания большей независимости к
конкретному виду расходов государства.
2) с психологической точки зрения
плательщик с большей готовностью
уплачивает налог в пользе которого
уверен.

Вся
система ответственности за нарушения
налогового законодательства основана
на государственном принуждении в сфере
налоговых отношений.

Основанием
для применения мер ответственности
является доказанное
правонарушение.

Налоговое
правонарушение
– это виновно совершенное противоправное
(т.е. в нарушение законодательства о
налогах и сборах) деяние
налогоплательщика, налогового агента
или иных лиц, за которое Налоговым
кодексом установлена ответственность.

Под деянием
понимается как действие, так и бездействие.

1ответственность
является
следствием виновного деяния (умышленного
деяния);

2.
наступает
вслед за
нарушением правовых норм;

3.
реализуется
в определенных процессуальных нормах
(виновные привлекаются в установленном
законом порядке);

4.
направлена
на возмещение ущерба;

5.
исполняется
в виде: финансовой, административной,
уголовной, дисциплинарной ответственности.

Все
перечисленное определяет взаимоотношения
государства с налогоплательщиками.

Лица,
подлежащие ответственности
за совершение налоговых правонарушений:

  1. организации;

  2. физические лица.

Понятие налога и сбора в налоговой системе

Организации
– это налогоплательщики, налоговые
агенты, банки и иные кредитные организации.

Налоговые
агенты несут ответственность за нарушение
порядка удержания и перечисления в
бюджет налогов.

Банки
– отвечают за перечисление налогов в
бюджет. У них 2 обязанности: – списать
денежные средства с расчетного счета;
– зачислить денежные средства в бюджет.

а)
при наличии расчетных документов;

б) возможность
исполнения этого документа.

Физические
лица – это
налогоплательщики. Они могут быть
привлечены к ответственности с
16-тилетнего возраста.

Условия привлечения
к налоговой ответственности.

1.
Могут привлечь только по основаниям,
перечисленным в НК;

2.
Нельзя привлечь повторно;

3.
Лицо считается не виновным, пока его
вина не доказана судом;

4.
Привлечение к ответственности не
освобождает от: – других видов
ответственности; – обязанности уплатить
налоги, пени, штрафы.

Обстоятельства,
исключающие привлечение к ответственности:
1. отсутствие налогового правонарушения;
2. отсутствие вины лица в совершении
правонарушения; 3. 16-ний возраст. 4. срок
давности.

Обстоятельства,
смягчающие вину:
1.стечение тяжелых личных или семейных
обстоятельств; 2. совершение правонарушения
под влиянием угрозы или принуждения;
3. обстоятельства признанные судом.

Обстоятельства,
отягощающие вину:
1. повторное нарушение.

Формы
вины:
умышленная и неумышленная вина.

Умышленная
– если виновник осознает противоправный
характер деяния или вредный характер
последствий. Неумышленная – неосознанная.

1.
Форс-мажор; 2. Болезненное состояние; 3.
следование разъяснениям налоговых
органов.

– со
дня совершения правонарушения;

– со
дня следующего после окончания налогового
периода (предусмотрен для случаев
нарушения правил учета доходов и расходов
и при неуплате, или не полной уплате
налогов; предусматривает конкретные
меры ответственности за конкретный
состав налогового правонарушения).

2.6 Порядок исчисления налога, авансового платежа.

  1. Общеобязательные
    – устанавливаются и вводятся
    законодательными актами РФ и взимаются
    на всей территории независимо от
    бюджета, в который они поступают.

  2. Факультативные
    – предусмотрены основами НС.
    Непосредственно вводятся законодательными
    актами субъектов РФ или местными
    органами власти.

1)
определение лица, осуществляющего
исчисление налога;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

2)
определение способа (системы) исчисления
налога;

3)
последовательность действий при
исчислении.

– на
налогоплательщика (налогоплательщик
самостоятельно исчисляет сумму налога,
подлежащую к уплате за налоговый период,
исходя из налоговой базы, налоговой
ставки и налоговых льгот),

– на
налоговый орган (в тех случаях, когда
предусмотрено кодексом обязанность по
исчислению налога может быть возложена
на налоговый орган; тогда не позднее,
чем за 30 дней до наступления срока
платежа налоговый орган должен направить
налогоплательщику налоговое уведомление,
в котором должен быть указан размер
налога, расчет налоговой базы, срок
уплаты налога),

Предлагаем ознакомиться:  Срок исковой давности по налоговой задолженности

– на
налогового агента (налоговый агент
аналогично налогоплательщику).

– некумулятивная
– это разовое обложение налоговой базы

– кумулятивная
– обложение налоговой базы по частям,
чаще всего нарастающим итогом.

Применение
способов зависит от того, совпадают
между собой налоговый и отчетный период
или нет.

– сам налог;

Понятие налога и сбора в налоговой системе

– и то, и другое.

Обратить внимание
на то, что формулы расчета могут оказаться
разными.

б)
Произвести сами расчеты

– определить
объект обложения;

– определить
налоговую базу – НБ (можно в табличной
форме);

– выяснить,
что не входит в налогооблагаемую базу,
или входит в нее частично, т.е. определить:
необлагаемые обороты (Дн, Он), вычеты
(В) и т.д.;

– определить
налогооблагаемую базу – НОБ;

– определить
ставку налога – Ст;

– рассчитать налог
с облагаемого оборота – Н;

Понятие налога и сбора в налоговой системе

– определить
возможные случаи уменьшения налога с
облагаемого оборота: вычеты (В), льготы
(Л), расходы (Р) и т.д.;

– рассчитать
налог к уплате в бюджет – Нуп;

– в
случае наличия предварительных авансовых
платежей (А) рассчитать налог к доплате
в бюджет – Нд = Н уп – А

3.1 Предшественники налогов, как источники государственных доходов

  1. Налоги,
    относимые на себестоимость (таможенные
    пошлины, водный налог и т.д.)

  2. Налоги,
    относимые на финансовый результат –
    снижают размер налогооблагаемой прибыли
    и входят во внереализационные расходы
    (налог на имущество организаций и т.д.).

  3. Налоги,
    относимые на прибыль – налоги, влияющие
    на формирование чистой прибыли (налог
    на прибыль и т.д.)

  4. Налоги, возмещаемые
    за счет внешних источников:

  • налоги,
    возмещаемые за счет потребителей. Т.е.
    налоги, уплачиваемые потребителями
    продукции (НДС, акциз).

  • налоги,
    возмещаемые за счет физических лиц
    (НДФЛ).

Налоги
– это далеко не первая форма аккумуляции
денежных средств бюджетом и иными
государственными фондами и не единственная.
Из истории явствует, что налоги
– это наиболее поздняя форма государственных
доходов.

1)
Самым старейшим источником государственных
доходов (не считая военной добычи) были
домены,
или государственные имущества, казенные
леса и земли. Первоначально они были
собственностью государя, доходы которого
одновременно являлись и доходами
государства.

Понятие налога и сбора в налоговой системе

Этот
источник государственных доходов
существует и по сей день.

2)
Регалии
(доходные прерогативы казны) – это
доходы, полученные от эксплуатации
исключительного права государства
заниматься определенными видами
деятельности.
Являлись переходной ступенью к налогам,
это предшественники налогов.

1) бесхозяйная
регалия. Все что никому не принадлежит,
принадлежит государству.

2) таможенная

3) судебная

4)
монетная

5) новые товары,
предметы роскоши (кофе, табак, какао,
карты и т.д.)

С
течением времени сохранились только
те регалии, которые оправданы общественной
необходимостью. Вместо регалий стали
применяться пошлины, которые имели
целью лишь покрытие издержек
государственного учреждения, но не
извлечение дохода. А основная часть
регалий трансформировалась в налоги и
сборы.

2. История возникновения и развития налогообложения

Понятие налога и сбора в налоговой системе

Классификация
по уровню управления позволяет учесть
особенности социально-экономического
развития регионов и МО, сделать НС более
гибкой, приспособить к местным условиям.

  1. Федеральные

  2. Региональные

  3. Местные

Федеральные
налоги устанавливаются НК, и обязательны
к уплате на всей территории РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Региональные
налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые
НК и законами субъектов РФ, вводимые в
действие в соответствие с кодексом и
законами субъектов РФ и обязательны к
уплате на территории соответствующего
субъекта.

Отличительные
особенности региональных налогов: по
ним субъекты РФ имеют право самостоятельно
определять некоторые элементы
налогообложения, такие как:

  1. Налоговая ставка
    в пределах установленных кодексом

  2. Порядок и сроки
    уплаты налогов

  3. Формы отчетности

  4. Налоговые льготы
    и основания для их использования.

Местные
– аналогично региональным – налоги,
устанавливаемые кодексом и
нормативно-правовыми актами представительных
органов местного самоуправления (НПА
ПО МС), вводимые в действие в соответствии
с кодексом и НПА ПО МС и обязательные к
уплате на территории соответствующих
муниципальных образований. Особенность
аналогична региональным налогам.

Первые
налоговые формы существовали задолго
до появления развитых государств. Для
современных налогов, которые являются
основной и наиболее поздней формой
государственных доходов, необходим
высокий уровень развития: правосознания,
экономики, систем контроля.

1
налоги –
это историческое явление, существовавшее
во всех обществах. Они объективно
необходимы для любого общества, они
обеспечивают его развитие и
совершенствование.

2
возникновение современных налогов было
вызвано появлением и развитием государства
и государственного аппарата, создавших
и использовавших фискальные механизмы
для финансирования своих расходов и
управления экономикой.

Понятие налога и сбора в налоговой системе

3
налоги в
настоящее время – это важнейшая
финансово-экономическая и правовая
категория.

1.
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД
– это период возникновение первых
элементов налогообложения, первых
налоговых систем.

ВРЕМЕННОЙ
ОТРЕЗОК – включает в себя хозяйственные
системы ДРЕВНЕГО МИРА и СРЕДНИХ ВЕКОВ.

ХАРАКТЕРИСТИКА:
отличается неразвитостью и случайным
характером налогов; налоги существуют
в виде бессистемных платежей; механизмы
их взимания находятся в зачаточном
состоянии; налогообложение определяется
общественной потребностью;

Исключение –
Римская империя.

2.
ВТОРОЙ ПЕРИОД
– развитие налогообложения, появление
первых теорий и налоговых систем.

ВРЕМЕННОЙ
ОТРЕЗОК – приходится на КОНЕЦ XVIIв. –
XVIIIв.

ХАРАКТЕРИСТИКА:
начало формирования научной теории
налогообложения; повсеместное формирование
налоговых систем и органов взимания
налогов; налоги становятся ведущим
источником доходной части бюджетного
устройства.

Государство берет на себя
роль сборщика налогов: появляются
специальные чиновники и органы для
сбора. Право утверждать налоги переходит
к высшему органу власти. Основоположник
научной теории налогообложения – А.
Смит.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Он впервые сформировал принципы
налогообложения, дал определение
налоговых платежей, обосновал место
налогов в фин. системе государства,
утверждал, что налоги для плательщика
– есть показатель свободы, а не рабства.

3.
ТРЕТИЙ ПЕРИОД
– совершенствование налогообложения.

ВРЕМЕННОЙ
ОТРЕЗОК – приходится на НАЧАЛО XIX в –
НАСТОЯЩИЕ ДНИ

ХАРАКТЕРИСТИКА:
совершенствование теории и практики
налогообложения; количественное
уменьшение налогов; повышение значимости
правовых вопросов. В этом периоде
разрабатывается и закладывается
конструкция современной налоговой
системы, в которой общее количество
налогов невелико, а прямые налоги, и,
прежде всего индивидуальный
подоходно–прогрессивный налог, занимают
ведущее место.

Экономическая сущность налогов и налогообложения

Кодексом
определено, что все ставки по Федеральным
налогам устанавливаются в кодексе. По
региональным и местным налогам – ставки
устанавливаются соответствующими
органами власти в пределах, установленных
Кодексом.

а) по НК

  1. твердые
    – «фиксированные», «специфические».
    На каждую единицу налогообложения
    определен фиксированный размер налога.

  2. процентные(«квоты»,
    «адвалорные») – устанавливаются в %-ах
    от единицы налогообложения.

  3. комбинированные
    – имеют две части (твердая часть %)

Предлагаем ознакомиться:  Установка газовых счетчиков: закон вносит поправки

Понятие налога и сбора в налоговой системе

1.
Маржинальные –
ставки, непосредственно указанные в
нормативном акте о налоге.

2.
Фактические –
отношение уплаченного налога к
налогооблагаемой базе.

3.
Экономические –
отношение уплаченного налога к налоговой
базе. Именно они объективно показывают
величину налогового бремени и указывают
последствия налогообложения.

1)
Равное
налогообложение
– метод, когда для каждого налогоплательщика
устанавливается равная сумма налога.

2)
Пропорциональное налогообложение –
для каждого налогоплательщика равна
ставка, а не сумма налога. Ставка от
размера базы не зависит.

3)
Прогрессивное налогообложение
– с ростом базы увеличивается ставка
налога.

4)
Регрессивное налогообложение –
с ростом базы ставка налога уменьшается.

Лекция 4

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

НК РФ устанавливает (ст. 3): ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся: – публичный и нецелевой характер налогов. Рассмотрим указанные признаки подробнее. Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ.

Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке.

Все
плательщики налогов по экономическому
содержанию делятся на 2 группы:

  1. субъект
    налога

  2. носитель
    налога

Субъект
налогов –
это лицо, на котором лежит юридическая
обязанность уплатить налоги за счет
собственных средств в бюджет.

Носитель
налога –
это лицо, которое несет тяжесть
налогообложения в конечном итоге, т.е.
по завершению процессов переложения
налогов.

Например,
в налоге на прибыль субъект = носителю
– это организация.

НДФЛ – субъект не
совпадает с носителем: субъект –
организация, носитель – физ. лицо.

1)
юридические лица

2)
физические лица

3)
физические лица, зарегистрированные в
качестве предпринимателей

1)
резиденты – субъект налога, имеющий
постоянное место пребывания в определенном
государстве. Для них характерна полная
налоговая ответственность – налогообложению
подлежат доходы, полученные как на
территории данного государства, так и
вне его.

2)
нерезиденты – для них характерна
ограниченная налоговая обязанность,
облагаются налогом только доходы,
полученные в данном государстве.

1)
налогоплательщиков.
Налогоплательщики – это организации
и физические лица, на которых возложена
обязанность уплачивать налоги и сборы.
Налогоплательщик может быть как
субъектом, так и носителем налога.

2)
налоговых агентов.
Налоговыми агентами признаются лица,
на которых возложены обязанности по
исчислению, удержанию у налогоплательщика
и перечислению в бюджет налогов (налоговые
агенты всегда являются субъектами
налога и никогда носителями).

В
соответствии с НК налоговые органы
обязательно должны вести учет всех
налогоплательщиков и налоговых агентов.
Учет ведется по месту их нахождения, а
также по месту нахождения принадлежащего
им имущества.

2.2 Объект налога и предмет налога.

Объект
налога –
это юридические факты, действия, события,
которые обуславливают обязанность
субъекта заплатить налог. Кодекс
определяет объект налога как основание,
имеющее стоимостную, количественную
или физическую характеристику, с наличием
которой законодательство связывает
возникновение обязанностей по уплате
налогов. Каждый налог имеет самостоятельный
объект налогообложения.

Предмет
налога
обозначает признаки не юридического,
а фактического характера, которые
обосновывают взимание соответствующего
налога.

Например,
объект – право собственности на землю;
предмет – земля.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Виды объектов
налогообложения:

  1. Права (имущественные,
    неимущественные)

  2. Действия
    и деятельность (ввоз и вывоз товаров,
    реализация товаров, добыча полезных
    ископаемых)

  3. Результаты
    деятельности: прибыль, доход, дивиденды,
    проценты.

Один
и тот же объект может облагаться налогом
одного вида только один раз за установленный
законом период налогообложения.

Реализация
продукции
– один из основных объектов налогообложения
(см. характеристику в ст. 39 НК). Ею
признается передача на возмездной
основе (в том числе обмен) права
собственности на товары, результаты
выполненных работ или оказание услуг
одним лицом другому лицу. В некоторых
случаях, предусмотренных НК и на
безвозмездной основе.

Ст.
39 установлены операции, которые не
являются реализацией:

  1. операции
    с обращением иностранной и российской
    валюты.

  2. передача ОС и НМА
    правопреемникам при реорганизации
    предприятия,

  3. передача ОС и НМА
    некоммерческим организациям на
    осуществление основной деятельности,

  4. если передача
    носит инвестиционный характер,

  5. передача имущества
    в виде первоначального взноса, при
    выходе из товарищества, при ликвидации
    имущества,

  6. передача жилых
    помещений физ. Лицам при провидении
    инвентаризации,

  7. изъятие имущества
    путем конфискации, наследование
    имущества,

  8. иные операции.

Доход
(второй важнейший объект) – это
экономическая выгода в денежной или
натуральной форме. Учитывается: 1) в
случае возможности оценки выгоды;

2)
в той мере, в которой эту выгоду можно
оценить

Экономическая сущность налогов и налогообложения

а) по НК

1
Доходы от государственного имущества,
общегосударственных ресурсов. За
пользование ими могут взиматься плата,
вноситься определенные платежи.

2.
Обязательные платежи
физических и юридических лиц, взимаемые
в виде налогов и неналоговых платежей.

3.
Привлеченные ресурсы
в форме государственных займов, доходы
от реализации государственных ценных
бумаг, лотереи, части вкладов в
государственные банки и т.д.

Схема – Основные
источники доходов государственного
бюджета

1)
политика max
налогов

2)
политика разумных налогов

3)
налоговая политика, предусматривающая
высокий уровень обложения, при значительной
социальной защите

Одной
из характеристик государственной
налоговой политики является этатизм
(от франц. etat — государство). Определяется
как активное участие государства в
экономической жизни общества.

Характерными
признаками этатизма в налогообложении
являются:

  • приоритет интересов
    государства;

  • приоритет
    обязанностей граждан перед их правами;

  • налоговый произвол
    государства.

Один
из основных вопросов в налогообложении
– это вопрос о размерах критического
налогообложения. Исследованием связи
между величиной ставки налогов и
поступлений налоговых средств в бюджет
занимался американский экономист
А.Лаффер.

Кривая Артура
Лаффера

T
– ставка налога;

D
– сумма доходов бюджета;

B
– база налога (доходы, подлежащие
налогообложению).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Т3{amp}gt;{amp}gt;Т2
Д3=Д2

Таким
образом, существует некий налоговый
предел – условная точка в налогообложении,
в которой достигается оптимальная для
налогоплательщика и государства доля
ВНП, перераспределяемая через бюджетную
систему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector