Положение о трудоустройстве инвалидов на созданные

Как штрафуют сейчас

Хотелось бы обратить внимание на то, что обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также региональными законами.

Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве — его могут привлечь к административной ответственности от 5 до 10 тыс. руб.

Однако федеральным штрафом дело не ограничится. Ведь законодательством субъектов РФ также предусмотрена ответственность за невыполнение квоты по инвалидам. Понятно, что в зависимости от региона, размер установленного штрафа может отличаться.

Кроме того, к административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ можно привлечь должностное лицо только за отсутствие выделенных рабочих мест или за отказ в приеме на работу инвалида, но никак за то, что предприятие не сдает отчетность в службу занятости.

Положение о трудоустройстве инвалидов на созданные

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5): «Само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов».

То есть работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями. Тогда обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.

О квотах

Главный закон, защищающий инвалидов, это ФЗ №181. Его 21 статья установила квоту, то есть обязанность резервировать рабочие места для инвалидов всем организациям. Квоты такие:

  • от 2 до 4 процентов, если штат в организации больше сотни единиц;
  • не больше 3 процентов, если численность фирмы от 35 до 100 человек.

Кроме того, ежемесячно на биржу труда кадровик должен направлять сведения о том, какое количество инвалидов фирма может трудоустроить и на какие должности (п.3 статьи 25 закона о занятости населения).

Внимание!

Если квоты у вас не предусмотрены, или инвалида вы не примете на работу, хотя квота есть, существует риск получить штраф до 10 тысяч рублей!

Что изменится

— предоставить трудинспекциям полномочия по осуществлению надзора за соблюдением работодателями законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов;

— с работодателей, не трудоустраивающих инвалидов, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере не менее 7800 руб. в месяц.

Положение о трудоустройстве инвалидов на созданные

— на ФНС России предлагается возложить обязанность по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, сведений о работодателях, уплативших в истекшем году компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты.

— одновременно предлагается установить ограничения для работодателей, нарушающих положения законодательства о трудоустройстве инвалидов. Такие работодатели будут лишаться допуска к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также права привлечения иностранных работников

Документы об инвалидности

По 3 статье ТК в трудоустройстве инвалиду можно и отказать, если состояние
здоровья не позволяет ему работать у вас. Узнать о состоянии здоровья можно из документов:

  • справки МСЭ (об инвалидности);
  • индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА).

Важно:всегда обращайте внимание, на какой срок установлена инвалидность в справке:

  • бессрочно;
  • на 2 года (при 1 группе);
  • на год (при 2-3 группах).

Если срок вышел, а новый не установлен, на льготы сотрудник уже рассчитывать не может.

Только вот в чём загвоздка: человек вправе никаких документов о состоянии здоровья не предоставлять кадровику, если работа не «вредная», а поэтому вы банально не можете узнать – инвалид к вам трудоустраивается, или нет.

Как обезопасить компанию от штрафов

Вступление в силу соответствующих поправок в КоАП РФ предполагается с 1 января 2019 года.

В том, что данные проекты будут приняты, сомнений мало. Ведь таким способом можно решить сразу две задачи: помочь в трудоустройстве инвалидам и хорошо пополнить бюджет. Предприятий с численностью работников более 35 сейчас насчитывается около 400 тыс. Сумма штрафов даже от 30% предприятий будет сопоставима с бюджетом отдельного региона.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации

Это документ, разработанный персонально для каждого человека с ограниченными способностями. Именно из него и можно узнать:

  • степень ограничения труда инвалида;
  • противопоказания;
  • рабочая ли группа инвалидности.

Приказом Минтруда в 2014 году было установлено, что если есть у человека инвалидность, перечень заболеваний по видам сопоставлялся с трудовыми возможностями. Но этот приказ сейчас отменён, поэтому только из ИПРА можно узнать физические возможности человека.

Разрабатывается ИПРА врачами и включает в себя рекомендации, обязательные для работодателя. Программа направлена на то, чтобы улучшить физические показатели инвалида и не навредить здоровью, поэтому в ней и прописано – чем можно человеку заниматься, а чем нельзя.

Кадровику интересна часть программы под названием «рекомендации по трудоустройству», куда врач вписывает:

  • виды труда, доступные инвалиду;
  • противопоказания в работе;
  • условия труда (как нужно оснастить рабочее место).

Мероприятия по обеспечению трудовой занятости инвалидов в Москве

(с изменениями на 27 января 2014 года)

____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными:постановлением Правительства Брянской области от 27.01.2014 N 14-п.____________________________________________________________________ В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Законом Брянской области от 4 марта 2010 года N 14-З «О внесении изменений в Закон Брянской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 30 «Об утверждении СП 2.2.9.

постановляю:1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке создания (выделения) специальных рабочих мест для приема на работу инвалидов.2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.3.

инвалид на предприятии

ГубернаторН.В. Денин

Утвержденопостановлениемадминистрации Брянской областиот 5 мая 2010 г. N 434

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

Законом Брянской области от 4 марта 2010 года N 14-З «О внесении изменений в Закон Брянской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области;

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09» (вместе с санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов»).1.2.

ограничения труда инвалидов

Специальные рабочие места для приема на работу инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.1.3.

Создание (выделение) специальных рабочих мест для приема на работу инвалидов направлено на равенство возможностей инвалидов и работников в целом и соблюдение равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин, являющихся инвалидами.

2.1. Проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.2.2.

При проектировании, реконструкции и эксплуатации специальных рабочих мест для инвалидов следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.2.3. Специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травмирования инвалида.2.4.

Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы.2.5. При создании (выделении) специального рабочего места работодатель обязан обеспечить:2.5.1.

Создание необходимых условий труда и режима работы в соответствии с действующим законодательством и индивидуальной программой реабилитации инвалидов.2.5.2. Трудоустройство инвалидов в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы.2.5.3.

льготы инвалидам

Организацию на производстве медицинского наблюдения за инвалидами и контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в производственных и непроизводственных помещениях.2.5.4. Составление графика и режима работы инвалидов с учетом их заболеваний и рекомендаций по продолжительности рабочего дня.2.5.5.

Производственный контроль за выполнением санитарных правил и гигиенических нормативов.2.5.6. Наличие санитарно-эпидемиологических заключений на применяемое сырье, выпускаемую продукцию, осуществление гигиенической оценки технологических процессов.2.5.7.

Предлагаем ознакомиться:  Приобритение квартиры ребенку инвалиду

Принятие необходимых мер в случае возникновения аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в том числе надлежащих мер по оказанию первой помощи.2.6. Специальное рабочее место инвалида должно иметь основное и вспомогательное оборудование, техническую и организационную оснастку, обеспечивающие реализацию эргономических принципов при организации рабочих мест инвалидов и учитывающих индивидуальные возможности и ограничения конкретных лиц. 2.7.

3.1. Минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты ежегодно определяется Губернатором Брянской области по предложению органа исполнительной власти Брянской области, который осуществляет исполнительно-распорядительные функции в сфере содействия занятости населения и зашиты от безработицы на территории Брянской области, — управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области (далее — управление). (в ред.

постановления Правительства Брянской области от 27.01.2014 N 14-п)3.2. Центры занятости населения в срок до 15 октября текущего года представляют в управление информацию об организациях, подлежащих квотированию на территории городов и районов Брянской области по состоянию на 1 октября текущего года.3.3.

Исходя из ситуации на рынке труда в Брянской области, управление готовит и представляет на рассмотрение Губернатору Брянской области проект постановления об установлении минимального количества специальных рабочих мест для приема на работу инвалидов.3.4.

Органы службы занятости населения обязаны в течение 7 дней с момента вступления в силу решения Губернатора Брянской области об установлении минимального количества специальных рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты уведомить об этом работодателей.3.5.

индивидуальная программа реабилитации

Работодатель до 1 апреля предстоящего года создает (выделяет) необходимое количество специальных рабочих мест для приема на работу инвалидов.3.6. Работодатели, для которых квота для приема на работу инвалидов не устанавливается или уже выполнена, вправе создавать (выделять) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов.3.7.

Информация о создании (выделении) специальных рабочих мест для приема на работу инвалидов ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляется работодателем в органы службы занятости.

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.
Должность Количество (чел.)
Директор 1
Главный бухгалтер 1
Бухгалтер 3
Менеджер 3
Рабочий 30
Всего 38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2014 года N 159

Об утверждении Положения о порядке создания (выделения) специальных рабочих мест для приема на работу инвалидов

Обеспечение занятости инвалидов, предоставление возможности трудиться и реализовывать свои профессиональные интересы является важной гарантией их свободной интеграции в общество. Отдельная статья Конвенции о правах инвалидов посвящена гарантиям их трудовой деятельности.

  • право получить возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь трудом;
  • право на свободу труда (свободу выбора рода занятий) в условиях доступности рынка труда для инвалидов.

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов принимают на себя обязательства по реализации гарантий права инвалидов на труд, в числе которых указываются следующие:

  • запрет дискриминации по признаку инвалидности во всех формах занятости (в том числе условий приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе, безопасных и здоровых условий труда);
  • защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб;
  • обеспечение возможности инвалидам осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими;
  • предоставление инвалидам эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства инвалидов и профессиональному и непрерывному обучению;
  • расширение возможностей для трудоустройства инвалидов на рынке труда, их продвижения по службе, а также оказание им помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы;
  • расширение возможностей для инвалидов заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательством, развивать кооперативы и организовывать собственное дело;
  • обеспечение найма инвалидов в государственном секторе;
  • стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, в том числе программ позитивных действий, стимулов и других мер;
  • поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда;
  • обеспечение инвалидам рационального приспособления рабочего места;
  • поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу для инвалидов;
  • запрет принудительного или обязательного труда инвалидов.

Законодательство Российской Федерации признает право инвалидов на труд, для реализации которых установлен ряд гарантий обеспечения их трудовой занятости наравне с другими с помощью следующих мер:

  • установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;
  • создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организация обучения инвалидов новым профессиям.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает такую меру по содействию трудоустройству инвалидов, как установление квоты для приема на работу.

Законом субъекта РФ по закону о трудоустройстве инвалидов в Российской Федерации должна быть введена квота в отношении работодателей для приема на работу инвалидов в пределах от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников — если общая численность работников составляет более 100 человек.

По усмотрению субъекта РФ также может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере до 3 процентов среднесписочной численности работников — если численность работников составляет не менее 35 человек и не более 100 человек.

Так, Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест»32 устанавливает обязательную квоту для трудоустройства инвалидов в размере 2 процентов для работодателей, которые осуществляют деятельность на территории г.

Москвы, со среднесписочной численностью работников более 100 человек. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане из числа инвалидов.

Освобождаются от обязанности соблюдать квотирование рабочих мест для трудовой занятости инвалидов общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Все остальные работодатели, не исполняющие требования закона о квотировании рабочих мест в рамках закона о мероприятиях по содействию трудоустройству инвалидов, подлежат административной ответственности. Согласно ст. 5.

42 Кодекса об административных правонарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей.

Постановлением Главного, государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2009 г. № 30 утверждены Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов». В них указываются основные требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию рабочих мест для инвалидов, медицинскому обслуживанию работающих инвалидов, которые обязаны соблюдать все предприятия, использующие труд инвалидов.

  • рабочие места для инвалидов должны оснащаться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
  • Исполняя закон о трудовой занятости инвалидов в России, необходимо минимизировать вредные производственные факторы условий труда инвалидов (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность, запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны; патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности; физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе; сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).
  • Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы;
  • при организации специальных рабочих мест для инвалидов должно быть предусмотрено использование специальных приспособлений, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов; применение специально разработанного ручного инструмента; использование для регулировки высоты рабочей поверхности стола и элементов рабочего стула легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надежную фиксацию; выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске; оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами, учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы и т. д.;
  • не допускается размещение постоянных рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена;
  • объем производственных помещений на одного работающего инвалида принимается не менее 15 куб. м; площадь — не менее 4,5 кв. м; высота — не менее 3,2 м;
  • на предприятиях, предназначенных для трудоустройства инвалидов, оборудуются помещения для отдыха площадью из расчета 0,3 кв. м. на одного работника, но не менее 12 кв. м, в зависимости от группы производственных процессов. Расстояние от производственных помещений до помещений для отдыха — не более 75 м. Помещения для отдыха должны быть оборудованы удобной мебелью, в том числе несколькими местами для лежания. На предприятиях организуются столовые, буфеты, комнаты приема пищи с обеспечением работников горячим питанием. Оборудуется здравпункт, включающий кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться инвалиды в случае резкого ухудшения здоровья. Влажная уборка помещений должна производиться в конце каждой смены.
Предлагаем ознакомиться:  Компенсация жку инвалидам вследствие вт

Для помощи инвалидам в профессиональной ориентации Министерством труда РФ был разработан и утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Сюда включены профессии, наиболее подходящие для лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.

  • информирование по вопросам занятости;
  • обеспечение профессионального образования;
  • трудоустройство в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов;
  • создание адаптированных рабочих мест и условий труда для инвалидов.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Если сотрудник стал инвалидом

Здесь имеет значение какая группа инвалидности установлена. Если группа нерабочая,
сотрудника можно увольнять на основании 5 пункта 1 части 83 статьи ТК, при этом заплатив двухнедельный оклад.

Если же работать сотрудник может, нужно действовать в соответствии с рекомендациями врачей, указанными в ИПРА:

  • если работа, которая выполнялась работником раньше, не противопоказана ИПРА, менять ничего не нужно;
  • если есть какие-то противопоказания, нужно создать условия, их исключающие (по ст.224 ТК);
  • если прежняя работа не возможна, нужно смотреть имеющиеся вакансии и переводить инвалида (ст.73 ТК);
  • если вакансий нет и квота занята, или сотрудник отказался от перевода, его можно увольнять.
Внимание!

Важно:если инвалид переводится с понижением оклада, за первый месяц после перевода он обязан получить зарплату в прежнем размере.

Оформлять инвалидность в кадровых документах нужно так:

  • составить допсоглашение к трудовому договору;
  • издать приказ о сокращённом рабочем дне;
  • внести в карточку Т-2 сведения об инвалидности.
Для справки

Важно:рабочий день сокращается только в отношении инвалидов 1 и 2 групп.

Приказ о сокращенном рабочем дне, образец которого здесь, обязательно должен быть завизирован работником и его копию не забудьте поместить в личное дело.

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.

Совместительство

Ни одним правовым актом не установлен запрет на совместительство для инвалида. Поэтому уволить совместителя в связи с болезнью никто не имеет права.

А в отношении сокращённого дня можно пояснить следующее: 92 статья ТК велит сократить день основному работнику, но никак не совместителю, ведь он итак не отрабатывает норму времени. Вместе с тем, если инвалид на предприятии трудится, все остальные льготы к нему должны быть применены.

Трудоустройство инвалида

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(с изменениями на 9 января 2018 года)

(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 09.01.2018 N 1)

1. Утвердить прилагаемое Положение о содействии в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски.

2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Республики Ингушетия от 12 апреля 2013 г. N 68 «О реализации республиканской целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Республики Ингушетия в 2013 году».

И.о. Председателя ПравительстваРеспублики ИнгушетияС.ЦЕЧОЕВ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с мероприятиями по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски.

(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 09.01.2018 N 1)

2. Мероприятия по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, предусматривают оборудование (оснащение) рабочих мест для незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам.

3. Порядок осуществления мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, определяется государственной программой Республики Ингушетия «Социальная поддержка и содействие занятости населения».

4. Под созданием инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам, понимаются установка пандуса, расширение дверного проема, установка двухуровневого поручня, обеспечение санитарно-гигиенических условий, определение специальных мест парковки и др.

а) определяют совместно с государственными казенными учреждениями — центрами занятости населения (далее — Центр занятости) возможность оборудования (оснащения) рабочих мест для незанятых инвалидов и инвалидов, использующих кресла-коляски, в том числе в счет квоты, установленной для трудоустройства инвалидов;

б) заключают с Центром занятости договоры о совместной деятельности по трудоустройству незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски;

в) оборудуют (оснащают) рабочие места для незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения;

г) подают в Центр занятости сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

д) принимают на работу по направлениям Центра занятости незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, для работы на оборудованных (оснащенных) рабочих местах;

Предлагаем ознакомиться:  Положение о дополнительных отпусках

е) при приеме на работу или увольнении инвалида, трудоустроенного на оснащенное рабочее место, сообщают об этом в Центр занятости не позднее трех рабочих дней со дня издания соответствующего приказа;

ж) при увольнении инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) рабочие места, по любым основаниям до истечения 12 месяцев со дня приема на работу образовавшиеся вакансии заполняют другими незанятыми инвалидами по направлению Центра занятости;

заявление на возмещение затрат;

копию приказа о создании рабочего места для инвалида (инвалидов);

копии платежных документов, подтверждающих приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов;

копия приказа о приеме на работу инвалида (инвалидов) по количеству оборудованных (оснащенных) для них рабочих мест;

(абзац введен Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 09.01.2018 N 1)

и) в случае необоснованного отказа в приеме на работу незанятого инвалида на оснащенное рабочее место возвращают финансовые средства Центру занятости в 10-дневный срок со дня установления факта необоснованного отказа.

(пп. «и» введен Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 09.01.2018 N 1)

а) информируют работодателей о возможности содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов, оборудования (оснащения) рабочих мест для незанятых инвалидов;

б) заключают с работодателями договоры о совместной деятельности по трудоустройству незанятых инвалидов;

в) принимают от работодателей сведения о потребности в работниках, информацию о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 27 октября 2011 года N 353 «Об утверждении Порядка представления работодателями в органы службы занятости населения Республики Ингушетия информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов»;

г) направляют инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, на оборудованные (оснащенные) работодателем рабочие места;

д) принимают указанные в подпункте «з» пункта 5 настоящего Положения документы на возмещение затрат, оформленные надлежащим образом;

е) имеют право осуществлять проверку в отношении организации непосредственно на месте с целью установления факта оснащения рабочего места;

ж) на основании представленных документов возмещают работодателю фактические затраты на оснащение (оборудование) рабочих мест для незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, в размере не более 70 тыс. руб. за каждое оснащенное (оборудованное) рабочее место.

7. Право на возмещение затрат имеют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Республики Ингушетия, которые создают постоянные рабочие места для незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски.

а) отсутствие процедуры ликвидации либо прекращения деятельности работодателем на момент рассмотрения заявки, отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом и об открытии процедуры банкротства;

б) отсутствие административного приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на заключение договора;

в) отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

9. Отбор работодателей на предоставление субсидий осуществляется на основании заявок от работодателей.

10. Извещение о проведении отбора должно быть размещено на официальном сайте Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия и опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем за 10 рабочих дней до дня окончания приема заявок.

а) целевое назначение субсидий;

б) дата начала подачи заявок на получение субсидий;

в) критерии и условия предоставления субсидий;

г) место подачи заявок на участие в отборе;

д) сроки и время приема заявок.

12. Прием заявок от работодателей осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня опубликования в средствах массовой информации сведений о начале приема заявок. Заявка оформляется на фирменном бланке, заверяется подписью работодателя.

13. Основанием для отказа работодателю в предоставлении субсидии является несоответствие работодателя одному из критериев отбора, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения.

14. Целью предоставления субсидии является возмещение затрат работодателю на приобретение, монтаж и установку оборудования, приобретение мебели, затрат, связанных с изменением отдельных элементов интерьера (расширение дверных проемов, переоборудование туалетов и др.

а) представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на возмещение затрат, — в размере суммы, на которую работодатель представил недостоверные сведения;

б) невыполнение обязанности по представлению документа, подтверждающего осуществление предпринимательской деятельности, — в полном объеме;

в) фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без ликвидации юридического лица, — в полном объеме;

г) непредставление документов, подтверждающих трудоустройство безработных граждан на созданные дополнительные рабочие места, — в размере суммы, на которую работодатель не представил такие документы;

д) ликвидация созданных дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан ранее предусмотренного договором срока (12 месяцев) — в размере суммы, выделенной на создание ликвидированных дополнительных рабочих мест;

е) необоснованный отказ в приеме на работу незанятого инвалида на оснащенное рабочее место.

16. Центр занятости осуществляет контроль за выполнением условий заключенного с работодателем договора о возмещении затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для незанятых инвалидов, в том числе на дому, и в случае выявления нарушений, перечисленных в настоящем Положении, проводит работу по возврату средств в полном объеме или частично.

  • сокращённое рабочее время без понижения оклада (не дольше 35 часов в неделю);
  • ежегодный отпуск 30 дней (а не 28);
  • возможность в любое время взять административный отпуск (до 60 дней в году);
  • возможность отказаться от ночной работы и труда в выходные и праздники;
  • запрет увольнения по сокращению штата.
  • квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов;
  • создание условий для трудоустройства инвалидов на инклюзивном рынке труда;
  • развитие центров содействия в трудоустройстве студентов и выпускников, включая инвалидов, при государственных или муниципальных организациях профессионального образования;
  • взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность по сопровождению инвалидов при трудоустройстве, в том числе выпускников образовательных учреждений, в целях трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах.
  • Мероприятия по обеспечению трудовой занятости инвалидов включают организацию взаимодействия с частными агентствами занятости по вопросам трудоустройства инвалидов.
  • Развитие частно-государственного партнерства по вопросам трудоустройства инвалидов;
  • организация взаимодействия с общественной палатой субъекта РФ по вопросам трудоустройства инвалидов;
  • проведение социологических опросов в целях выявления потребности инвалидов в трудоустройстве;
  • содействие самозанятости и предпринимательству инвалидов;
  • предоставление инвалидам государственных услуг в области содействия занятости населения;
  • содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ;
  • организация взаимодействия органов образования и органов службы занятости с учреждениями медико-социальной экспертизы и органами социальной защиты населения с целью реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида в части профессиональной реабилитации инвалида;
  • информирование населения о реализуемых мерах по содействию трудоустройству инвалидов.
  • городские целевые программы по содействию занятости инвалидов в г. Москве;
  • оказание содействия в реализации проектов коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, учредителями которых являются инвалиды, общественных объединений по содействию занятости инвалидов в г. Москве в соответствии с законодательством РФ;
  • аккредитация реабилитационных и образовательных учреждений для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, содействующих занятости инвалидов, в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов по профессиональной реабилитации инвалидов в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении г. Москвы, в целях обеспечения интегрированного подхода к трудоустройству, адаптации инвалидов и содействия им в получении достойной работы.
  • Одной из особенностей трудоустройства инвалидов является осуществление социально-трудового патронажа посредством сопровождения инвалидов при найме на работу, адаптации в трудовых коллективах и в процессе трудовой деятельности.
  • Осуществление в установленном порядке контроля за целевым использованием выделенных финансовых средств, связанных с обучением и трудоустройством инвалидов, и др.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector