Пленум верховного суда рф о халатности

Постановление пленума верховного суда рф о халатности

Преступления против жизни и здоровья к группе преступлений против жизни нужно отнести только те, для которых жизнь человека выступает основным непосредственным объектом. Вывод о начале жизни человека на Инструкции Минздрава России , посвященной определению Все названные преступления, кроме причинения смерти по неосторожности , характеризуются умышленной формой вины.

Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» от 30 марта 1990 г Пленум Верховного Суда СССР постановляет: 2 – 5.

Пункты 2–5 признаны недействующими на территории Российской Федерации. – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (см. 3.28 настоящего Сборника).

  • Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» от 30 марта 1990 г
  • Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 года № 29

Пленум верховного суда по халатности причинение вреда здоровью, создающего реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица (например, ранения жизненно важных органов); применение способа посягательства, создающего реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица (применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, удушение, поджог и т.п.). 8.

УК) по признаку «корыстная или иная личная заинтересованность», корыстная заинтересованность может выражаться в стремлении получить выгоду имущественного характера без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц (например, сокрытие образовавшейся в результате служебной халатности недостачи путем запутывания учета с целью избежать материальной ответственности).

Пленум верховного суда рф о халатности

Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении, обусловленном такими побуждениями личного характера, как карьеризм, протекционизм, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, скрыть свою некомпетентность и т.п. 21.

3 ст.Оконченным преступление в указанной форме признается с момента невоспрепятствования его совершению. Не требуется также наступления последствий в виде причинения ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, государственным или общественным интересам.

Заранее обещанное со стороны должностного лица попустительство совершению преступления квалифицируется по совокупности как бездействие должностного лица и соучастие (в виде пособничества) в совершении соответствующего преступления. 13. Превышение власти или служебных полномочий (ст.

УК, ч. 2 ст. 425 УК, ч. 1 ст. 426 УК), судам нужно учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного физического или морального вреда и т.п.

Существенный вред может выражаться в нарушении конституционных прав и свобод граждан, в подрыве авторитета органов власти, государственных, общественных и других организаций, в нарушении общественного порядка. 20.

2 ст. 424, ч. 2 ст. 425, ч. 2 ст.

В связи с вопросами, возникающими у судов по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации,

1. Обратить внимание судов на направленность уголовной ответственности за преступления против интересов государственной службы на обеспечение защиты граждан от коррупции и других общественно опасных деяний, совершенных должностными лицами по службе.

Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.

2. Судам при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) необходимо устанавливать, является ли подсудимый субъектом указанных преступлений — должностным лицом.

При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

3. К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

4. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

Предлагаем ознакомиться:  Сумма ущерба для возбуждения уголовного дела 2019 растрата

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

5. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

6. Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.

), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

7. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.

лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка);

лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.

Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Халатность в 2017 году: Обзор правонарушения на основе ст. 293 УК РФ с комментариями

Игорь Бажин 23.05.2017 85 Просмотры 0 ЭкономияSavedRemoved 1

Разъясняемая статьей 293 УК РФ с комментариями халатность, является насущной проблемой современного общества.

Привлечение должностных лиц к ответственности осложняется размытостью законодательной базы.

Для внесения конкретики в понятие халатности, рассмотрим его основные элементы, причины возникновения и назначаемые меры наказания, а также реальную судебную практику по этому вопросу.

Российское законодательство предусматривает привлечение должностных лиц к ответственности за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, что регламентировано статьей 293 «Халатность» УК РФ и комментариями к ней.

Рассмотрен этот вопрос и в Постановлении Пленума Верховного Суда №19 от 16.10.2009 г.

На практике, однако, наблюдаются трудности с правильной классификацией данного вида преступлений и привлечением за них к уголовной ответственности.

Для внесения ясности в этот вопрос, рассмотрим сущность понятия халатности, классификацию преступных деяний, с ним связанных, и примеры из судебной практики.

Что закон подразумевает под халатностью

Халатность – это недобросовестное отношение должностного лица к своим обязанностям, результатом которого стало возникновение крупного материального ущерба, либо нарушение законных интересов населения, организаций или государства.

Подобным образом это явление описывает ст.293 УК РФ, но определение это достаточно размыто, поэтому разберем каждый его элемент в отдельности.

back to menu

Начнем по порядку, с субъекта преступной халатности, в качестве которого выступает должностное лицо.

Данный статус получают сотрудники государственных и муниципальных органов, бюджетных организаций и акционерных обществ, полностью или частично принадлежащих государству, а также сотрудники Вооруженных сил РФ.

На должностные лица возложены следующие функции:

  1. Стратегическая (планирование бюджета, составление бизнес-планов).
  2. Организационная (создание благоприятных условий для осуществления деятельности, распределение между подчиненными полномочий и ресурсов).
  3. Контрольная (мониторинг рабочего процесса и оценка его результатов).
  4. Стимулирующая (мотивация подчиненных на результат, своевременное применение к ним санкций при выявлении нарушений).
  5. Кадровая (подбор персонала с необходимым уровнем профессиональной подготовки, их инструктаж и обучение).

Важно: должностное лицо считается наделенным определенными функциями только при наличии правового основания, в роли которого может выступать нормативно-правовой акт, устав организации, приказ о назначении или должностная инструкция (не путаем с трудовым договором).

Термин халатность применяется в отношении должностного лица только тогда, когда имеются доказательства неисполнения им его обязанностей, либо ненадлежащего их исполнения.

back to menu

Следующий вопрос — в каком случае отношение к работе квалифицируется, как недобросовестное?

Ответственность за халатность

В зависимости от вида преступного деяния, ст.293 УК РФ предполагает различные виды наказания.

При нанесении крупного ущерба возможны такие варианты:

  • штраф до 120 тыс. руб. или в размере годового дохода;
  • до 360 часов обязательных работ (бесплатный общественно-полезный труд не более 4 часов в сутки в свободное от основной работы время);
  • до 1 года исправительных работ (труд по основному месту работы, либо, при его отсутствии, в местах, назначенных органами местного самоуправления совместно с уголовно-исполнительной структурой);
  • до 3-х месяцев лишения свободы.
Предлагаем ознакомиться:  Как развалить дело об административном правонарушении

При особо крупном размере ущерба:

  • штраф от 200 до 500 тыс. руб. или в объеме дохода от 1 до 3 лет, при этом должностное лицо могут лишить права на должность и осуществление профессиональной деятельности на период до 3-х лет;
  • до 480 часов обязательных работ;
  • до 2-х лет исправительных работ;
  • до 6 месяцев лишения свободы.

Такие меры применяются в случае, если ущерб можно оценить в денежной форме.

Для привлечения к ответственности за причинение по халатности физического вреда или смерти, существуют отдельные виды наказания.

Если результатом преступного деяния стал физический вред здоровью человека или его смерть:

  • до 5 лет принудительных работ с возможным лишением на 3 года права занимать подобные должности;
  • до 5 лет лишения свободы.

При причинении физического вреда и смерти нескольким лицам:

  • до 5 лет принудительных работ с лишением права на профессиональную деятельность до 3 лет;
  • до 7 лет лишения свободы.

Привлечение к уголовной ответственности возможно только при наличии доказательств, подтверждающих, что ненадлежаще совершенные действия входят в документально закрепленный круг рабочих обязанностей должностного лица, а также при установлении связи между действиями обвиняемого и возникновением ущерба или нарушением прав потерпевших.

Самый простой пример прямой зависимости между недобросовестным исполнением обязанностей и возникновением ущерба: постановка по невнимательности врачом ошибочного диагноза, в результате чего лечение нанесло вред здоровью пациента.

back to menu

Причины халатности и меры по ее устранению

Причины ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами бывают двух видов – спровоцированные внешними факторами и личными качествами виновника.

Первая категория включает в себя:

  1. Плохо организованные условия работы, препятствующие нормальному осуществлению деятельности (недостаток оборудования, информации, отвлекающие факторы и т.п.).
  2. Нездоровая психологическая обстановка в коллективе.
  3. Несоблюдение трудовой дисциплины.
  4. Отсутствие контроля по отношению к руководителям высших категорий.
  5. Отсутствие нормативно-правового регулирования деятельности.

Личные качества, повышающие вероятность наступления общественно-опасных последствий в результате халатности – это пренебрежительное отношение к работе, неверное представление о круге своих обязанностей, недостаток навыков, либо излишняя самонадеянность по поводу своего профессионализма.

Меры борьбы с халатностью должны быть направлены на создание благоприятных условий для осуществления должностными лицами своей деятельности, обеспечение им достойного уровня заработной платы и ужесточение наказаний за нарушение трудовой дисциплины.

А для исключения преступных деяний, спровоцированных личными качествами виновных лиц, важно уделять внимание профессиональным и психологических характеристикам сотрудников еще на стадии подбора кадров, а также постоянно проводить обучение, способствующее повышению квалификации действующих работников.

back to menu

Судебная практика

8. Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.

9. При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, судам следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний).

10. Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

11. Судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена статьей 201 УК РФ.

Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.

К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации).

В тех случаях, когда указанные лица используют свои полномочия вопреки законным интересам коммерческой или иной организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, они подлежат ответственности по статье 201 УК РФ, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.

Предлагаем ознакомиться:  Снятие ареста с имущества наложенного судом по уголовному делу

12. Если в результате злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, причинен вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению руководителя данной организации или с его согласия (статья 23 УПК РФ).

В случае причинения вреда интересам других организаций (например, некоммерческой организации, государственному или муниципальному предприятию), а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование за злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации осуществляется на общих основаниях (пункт 3 примечаний к статье 201 УК РФ).

Когда в результате злоупотребления полномочиями руководителем коммерческой или иной организации вред причинен исключительно этой организации, уголовное преследование руководителя осуществляется по заявлению или с согласия органа управления организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение руководителя, а также с согласия члена органа управления организации или лиц, имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического лица.

13. В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).

14. Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

15. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.

В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен;

прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.);

иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

17. В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector