Может ли прокуратура проверить действия налоговой

Как прокуратура может помочь в отмене незаконного решения налоговиков

Прокуратура

Поводом для прокурорской проверки может стать любая жалоба сотрудника. То есть в прокуратуре могут одинаково заинтересоваться как задержкой выплаты зарплаты или пособия, так и теневыми зарплатами. Во многих городах России на базе органов прокуратуры даже действуют телефоны горячей линии, принимающие обращения граждан, связанные с нарушениями трудового договора и выплатой зарплаты «в конверте».

При рассмотрении обращений граждан прокуратура вправе запрашивать у руководителей организаций (и других должностных лиц) любые документы и объяснения, необходимые для разрешения вопросов по жалобеп. 1 ст.

22 Закона от 17.01.92 № 2202-1 (далее — Закон № 2202-1); п. 4.2 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45. Требуемые документы необходимо представить в течение 15 календарных дней с момента получения запросап. 2 ст. 10 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Прокуратура также может провести проверку на территории предприятияп. 4.3 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45; п. 2 ст. 9 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Как правило, вы узнаете об этом только в момент появления в офисе сотрудника прокуратуры, предъявляющего служебное удостоверение.

Больше никаких документов (постановлений, распоряжений, приказов) о начале проверки прокурорский работник вам не предъявит (и оснований их потребовать у вас тоже нет). Предварительно о такой проверке организации не сообщаетсяп. 1 ст. 22 Закона № 2202-1.

Может ли прокуратура проверить действия налоговой

Поскольку заранее неизвестно, что послужило поводом для проверки, подстелить соломку не получится. Какие документы нужно подготовить, вы узнаете только от проверяющих. Ведь, придя с проверкой по конкретной жалобе, прокурор может проверить все что угодно. Единственное ограничение — наличие времени и желания самого прокурора.

По результатам проверки прокурор не составляет акт, как это делается при проверке другими контролирующими органами. Работодателю остается только дожидаться мер прокурорского реагирования.

В случае выявления нарушений закона прокурор может:

  • принести руководителю протест на противоречащий закону локальный акт организациист. 23 Закона № 2202-1. Например, руководитель издал приказ, в соответствии с которым зарплату выплачивают один раз в месяц. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 календарных дней с момента его поступления. О результатах его рассмотрения компания должна сообщить прокурору в письменной форме. Это может быть приказ руководителя об отмене или внесении изменения в документ, который был опротестован. Если же руководитель не согласен с протестом, то в эти же сроки нужно подготовить письменный мотивированный ответ;
  • внести представление с требованием устранить допущенные нарушенияст. 24 Закона № 2202-1. И устранить их нужно в течение месяца. О результатах принятых мер также необходимо письменно сообщить прокурору. В этом документе нужно отразить, что именно было сделано для устранения нарушений (например, погашена задолженность перед работниками по зарплате);
  • вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП. Далее это постановление для его рассмотрения прокуратура направляет в уполномоченный на то органст. 25, п. 3 ст. 27 Закона № 2202-1. Дела по вопросам нарушения законодательства о трудеч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ рассматриваются государственными инспекторами трудаст. 23.12 КоАП РФ, а также судамич. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

Если же это повторное аналогичное нарушениеч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, то по таким делам трудинспекторы составляют протоколып. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, а рассматривают эти дела судьич. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочийст. 22 Закона № 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный срокп. 1 ст. 6 Закона № 2202-1. Умышленное их невыполнение грозит штрафомст. 17.7 КоАП РФ; Постановление Архангельского облсуда от 03.04.2013 № 4а-139/13:

  • организациям — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • должностным лицам — от 2000 до 3000 руб.

Хочется заметить, что по поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой — это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

Трудинспекция

Если гражданин написал жалобу о нарушении своих прав в трудинспекцию, то может быть назначена внеплановая выездная проверка. По общему правилу трудинспекция уведомляет организацию о внеплановой выездной проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способомч. 16 ст.

Предлагаем ознакомиться:  Договор обещания дарения в будущем образец бланк

Может ли прокуратура проверить действия налоговой

10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Однако в случае если от работника поступило обращение о нарушении его трудовых прав или о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства, которые повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, уведомление работодателя о проверке не допускаетсяч. 9 ст. 360 ТК РФ.

Невыплата зарплаты относится к нарушениям, представляющим угрозу здоровью гражданп. 5.3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14. Такая внеплановая проверка может быть проведена незамедлительно, без согласования с прокуратуройч. 8 ст. 360 ТК РФ.

При визите трудинспектор обязан предъявить работодателю свое служебное удостоверение, а также приказ (распоряжение) о проведении проверки. В нем должны быть четко установлены предмет проверки и срок ее проведения.

Придя на внеплановую проверку, инспектор будет проверять изложенные в жалобе факты, так как эта проверка является целевойп. 5.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

В случае поступления жалобы работника предметом внеплановой проверки будут факты несоблюдения работодателем требований законодательства о труде в отношении этого работника. Проверяться при этом будут документы, относящиеся именно к этому работнику. Поскольку государственные инспекторы труда не имеют права требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

Если в ходе проверки инспектор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, это может стать поводом для инициирования еще одной внеплановой проверки. Ведь основанием для ее проведения может являться информация (в том числе полученная от должностных лиц федеральной инспекции труда) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Здесь хотелось бы отметить, что жалоба на серую зарплату трудинспекцию вряд ли заинтересует. Поскольку при поступлении такой информации проверить придется исключительно этот вопрос. Однако, как мы уже говорили выше, выявить и доказать подобные нарушения довольно сложно.

А вот проверить инспекторы могут любой временной период деятельности компании, не ограничиваясь привычными 3 годами, и любые документы, связанные с трудовыми отношениями, но только в пределах предмета проверки.

По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения. К акту проверки прилагается предписание об устранении нарушений, которое подлежит обязательному исполнению. За его неисполнение грозит штраф по ст. 19.5 КоАП РФ.

Также инспектор труда может оштрафовать организацию и руководителя по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФст. 357 ТК РФ; ст. 23.12 КоАП РФ.

Обратите внимание, что если в ходе проверки трудинспектор выявит задержку выплаты зарплаты нескольким сотрудникам, то это будет расцениваться как разные нарушенияПостановление ВС от 15.08.2014 № 60-АД14-11.

Чтобы проверить исполнение работодателем выданного предписания, трудинспектор может позже прийти в организацию с внеплановой проверкойп. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Возможно, если вы исполните предписание в срок и представите в трудовую инспекцию подтверждающие документы, это спасет вас от повторного прихода инспекторов.

Налоговая инспекция

Налоговики всегда проявляли интерес к размеру зарплат в организациях. Получив информацию о выплате компанией заработной платы «в конверте», без внимания налоговики ее не оставятп. 5 Общедоступных критериев оценки рисков, утв.

Прежде чем прийти с проверкой (или хотя бы включить компанию в план проверок), налоговики будут изучать поступившую информацию. Для этого в инспекцию вызовут пожаловавшегося работника (а может быть, и других сотрудников компании) для проведения опроса.

Заметим, что суды нередко отказывают налоговикам в поддержке доначислений, основанных только на допросах в качестве свидетелей работников организацииПостановления ФАС ПО от 08.08.2012 № А12-12839/2011, от 05.03.

2013 № А65-18177/2012. Однако имеются судебные решения и в пользу проверяющих, особенно если есть и иные доказательстваПостановления ФАС МО от 18.01.2012 № А40-71623/10-111-46; ФАС ДВО от 11.04.2012 № Ф03-501/2012.

Предлагаем ознакомиться:  Как проверить авто на предмет аварий по страховому

В каких случаях можно ожидать «ревизора»?

Может ли прокуратура проверить действия налоговой

Осмотр данного типа несет надзорный характер, осуществляется он представителями прокуратуры. Просто так проверка не производится, на это должны быть определенные основания. К их числу относят:

  • жалобу клиента;
  • получение информации о наличии неправомерных действий;
  • сигнал от СМИ о нарушениях.

Сложность ситуации заключается в том, что пожаловаться может каждый желающий. Но в случае отсутствия предъявленных нарушений наказание понесет человек, предоставивший недостоверную информацию. Источником подачи отрицательных данных может быть кто угодно, особенно если у предпринимателя успешный бизнес.

Спровоцировать проверку способны следующие факторы:

  • причинение вреда жизни или здоровью человека;
  • угрозы в сторону той или иной личности;
  • нанесение вреда растениям, животным;
  • причинение повреждений памятникам культуры и истории.

Прокурорская проверка является молниеносной. Надзорная служба не будет предупреждать о своем решении предпринимателя. Обычно осмотр является внезапным, что позволяет оценить реальную работу организации. Плановые проверки позволяют предпринимателям устранить некоторые недочеты своей компании.

Фнс и прокуратура российской федерации – практический аспект взаимодействия

  • в рамках осуществления надзора за исполнением законов определены:*
  • порядок принятия решений о проведении прокурором проверки и о расширении предмета проверки;
  • срок проверки, основания и порядок его продления;
  • порядок приостановления и возобновления проведения проверки;
  • порядок проведения повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка;
  • порядок и срок составления акта по результатам проверки, если в ходе проверки нарушений закона не выявлено.

*Перечисленные порядки и сроки подлежат применению также в рамках проведения прокурором проверок при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 26 ФЗ № 2202-1).

Новый порядок проведения прокурорской проверки

Достаточно одного звонка работника — и представители прокуратуры или другого органа будут у вас с проверкой

ФЗ № 2202-1 являются частично не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в нарушение требования формальной определенности закона не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований. На основании изложенного, Конституционный суд РФ в п.

В частности, по уголовным делам, возбужденным в отношении руководителей и главных бухгалтеров организаций, уклонившихся от уплаты налогов, параллельно с расследованием уголовного дела прокуроры вправе проверять исполнение налоговым органом всех полномочий, предоставленных ему НК РФ, по принудительному взысканию недоимки и пеней в порядке ст.

В случае необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела прокурор в пятидневный срок с момента получения материалов проверки вправе отменить соответствующее постановление следователя или руководителя следственного органа.

ФЗ № 2202-1);

  • неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 3 ст. 6 ФЗ № 2202-1).

ДАШИНА Тамара Николаевна

Отметим, что на практике положения ч. 1 ст. 6 ФЗ № 2202-1 длительное время вызывали сложности и затруднения при их реализации, поскольку в ФЗ № 2202-1 срок удовлетворения требований прокурора установлен не был (в отличие, например, от ФЗ № 294-ФЗ, которым все необходимые сроки для проверки организаций контролирующими органами установлены). Т.е.

существовала ситуация, при которой прокурор в порядке надзора мог потребовать от руководителей и других должностных лиц организации представления необходимых документов в течение очень короткого срока.

Осмотр надзорными службами славится своей непредсказуемостью. Обусловлено это тем, что прокуратура не имеет регламента проведения данного процесса. В законодательстве четко описаны только три основных пункта.

Во-первых, работники прокуратуры могут проводить осмотр только тех документов, в которых есть нарушения. В хозяйственную деятельность вмешиваться они не способны. Во-вторых, рассматривать обращения необходимо в четко заявленный срок, в большинстве случаев он составляет 30 суток.

Согласно общим правилам, результат проверки выдается заявителю в течение месяца. В-третьих, законом установлены особые формы прокурорского реагирования, но только в том случае, если нарушение действительно зафиксировано.

Для предупреждения совершения неправомерных действий прокуратура может направить предостережение. Инициировать осмотр работники надзорного органа способны без разрешения. Данный вид проверки является самостоятельным, более того, он подкреплен определенными правами.

Предлагаем ознакомиться:  Какие документы нужны для оформления льгот на налоги пенсионерам

Для индивидуального предпринимателя осмотр его организации компетентными органами — тяжелый процесс, избежать которого невозможно. Если в прокуратуру поступили данные о том, что человек осуществляет неправомерные действия, способные навредить жизни и здоровью других людей, проверка может быть произведена в течение суток.

Brainstorm. жалоба в прокуратуру на действия налоговой инспекции

Важно

РФ, не были приняты. Прокурором Республики Коми в порядке ст. 44 УПК РФ заявлен гражданский иск о взыскании с Ж. в пользу бюджетов РФ и РК 21 174 209 рублей, который судом был удовлетворен в июле 2016 г. Важно: истцами по гражданскому иску о взыскании ущерба бюджетам различных уровней совершением налоговых правонарушений могут выступать налоговые органы на основании п.п.

16 п. 1 ст. 31 НК РФ или органы прокуратуры на основании ч. 3 ст. 44 УПК РФ, а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за вред, причиненный преступлением. В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 44 УПК РФ гражданский иск в защиту интересов государства может быть предъявлен прокурором после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции.

Инфо

Конечно, если речь идет об обычных нарушениях в сфере налоговых правоотношений, в прокуратуру обращаться не нужно. Это необходимо именно в случаях грубого нарушения прав налогоплательщиков, злостных нарушений, выхода за рамки контрольных мероприятий и полномочий, предусмотренных при налоговой проверке.

Внимание

На кого и как жаловаться Жаловаться нужно на конкретное должностное лицо, а не на налоговую инспекцию в целом как на государственный орган. Обращаться следует в территориальные органы прокуратуры по местонахождению ИФНС, т.

е. в районную или окружную прокуратуру. Несколько слов о структуре жалобы. Она строится по тем же принципам, что и исковое заявление в суд. Документ должен быть не очень объемным, четким, информативным, чтобы сотрудник прокуратуры не «заблудился» в нем.

Предмет проверки и полномочия прокурора

Предметом проверки индивидуального предпринимателя прокуратурой является его организация. Данный процесс осуществляется компетентными органами, осуществляющими специальный контроль. Согласно закону они не имеют права следить за отчетностью и вмешиваться в дела, которые относятся к налоговой службе.

Но в этом случае первая организация должна передать свои полномочия другой подведомственности.

Как упоминалось выше, осмотр для индивидуального предпринимателя всегда неожиданная процедура. Согласно законодательству никаких сроков и предупреждений нет. Несмотря на это, организация должна руководствоваться некоторыми принципами разумности и справедливости.

  • возможность получения доступа к необходимой документации;
  • беспрепятственный вход на предприятие после предъявления удостоверения;
  • возможность потребовать необходимые документы;
  • привлечение к процедуре должностных лиц.

Осмотр организации — серьезный процесс, требующий высокой квалификации от прокурора. Компетентный орган не имеет права заниматься вопросами, которые не относятся к его деятельности.

ФЗ № 2202-1);

Законность проверки

ИЛЬЮХИНА Татьяна Митрофановна

Как упоминалось выше, для индивидуального предпринимателя данный вид проверки является действительно тяжелым. Избежать осмотра невозможно, ведь он подкреплен соответствующим законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ».

Законом не запрещены осмотры без предупреждения. В этом и заключается суть прокурорской проверки. Однако в большинстве случаев компетентные органы все же делают предупреждение, что позволяет человеку устранить некоторые недостатки.

Избежать проверки невозможно, об этом неоднократно упоминалось выше. Любые попытки препятствовать данной процедуре будут расценены как противодействие закону. Это чревато серьезными последствиями и может повлечь за собой закрытие организации.

Согласно правилам проверки ИП прокуратурой за противодействие в этом процессе человек может понести административное наказание. Стоимость способна варьироваться от 2 до 3 тыс. рублей. Все зависит от ситуации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector