Просто о важном — порядок и сроки проведения независимой экспертизы после ДТП

Правовая база для производства автотехнической экспертизы

В случае участия в ДТП, если водитель не является его виновником, возмещение ущерба должна покрыть страховая компания (СК) виновника аварии.

Страховой агент должен назначить оценочную экспертизу, осуществить которую может сама компания, если в ее штате есть эксперт-техник, имеющий специальное образование. Также страховая компания может обратиться в независимую фирму для проведения исследования.

Данные действия являются частым явлением, и экспертиза проводится специалистами фирмы, с которой у СК заключен договор. Подробнее о том, чем руководствуется страховая компания при определении размера компенсации и почему занижает стоимость ремонта, читайте тут.

Осуществление осмотра или проведение независимой экспертизы должно осуществляться СК в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления (п. 3.11 Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Оценка ущерба включает в себя выявление скрытых повреждений, которые имеют отношение к ДТП. Скрытые дефекты также должны быть внесены в акт.

Согласно 12 статьи ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.02.2002 (далее ФЗ №40), в частности п. 21 после завершения экспертизы страховая компания должна осуществить страховую выплату пострадавшему в течении 20 дней (за исключением праздничных дней) или выдать направление на ремонт ТС.

Обратиться к независимой компании, которая сможет дать объективную оценку поврежденному ТС можно в случае несогласия с расчетами, полученными от страховщиков.

Если экспертиза не была организована СК в пятидневный срок, владелец в праве обратиться в независимую компанию и предоставить в последствии ее акт осмотра, результаты которого СК должна принять безоговорочно в качестве основания для назначения выплат (п. 3.

Просто о важном — порядок и сроки проведения независимой экспертизы после ДТП

Независимая экспертиза может понадобиться для:

  1. расследования причины ДТП;
  2. установления скрытых повреждений;
  3. составления списка всех необходимых работ для ремонта транспорта после аварии.

Статья 12.1 ФЗ № 40 регулирует проведение экспертизы. Закон определяет ее цели, а также уточняет квалификацию лиц, имеющих право ее осуществлять.

Для проведения исследования такого характера, техническое состояние машины должно оставаться неизменным с момента дорожного происшествия.

Вместе со всеми необходимыми документами, заключение независимой компании должно быть предоставлено страховщикам в обязательном порядке согласно Правил ОСАГО:

  • определение размера убытков, причиненных в результате ДТП;
  • страховая фирма предлагает компенсацию, которая не соответствует сумме ремонта;
  • сумма полноценного ремонта превышает максимальный порог выплат по ОСАГО (400 000 рублей);
  • необходимость в объективной информации в расчетах для виновника ДТП (в случае, когда он не согласен с установленной суммой выплат).

Судебная автотехническая экспертиза (САТЭ) — род судебной инженерно-­транспортной Экспертизы. Ее суть в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП, его обстоятельств, а также технического состояния автомобиля и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий.

Экспертизу производят компетентные специалисты и экспертные организации по документам.

  • автотехническая судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
  • автотехническая экспертиза технического состояния ТС;
  • судебная автотехническая экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий;
  • инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП.
  • Как быстро перемещался автомобиль в момент столкновения?
  • Вычисление тормозного и полного остановочного пути транспортного средства в заданных условиях?
  • Как быстро транспортное средство проехало заданный отрезок пути?
  • Была ли возможность затормозить при заданных условиях: скорости движения, состоянии проезжей части, расстояния до препятствия?
  • Обнаружение места столковения либо наезда на пешехода/препятствие?
  • Почему произошел занос и опрокинулся автомобиль?
  • Мог ли водитель предотвратить ДТП, были ли у него для этого технические возможности?
  • Характеристика технического состояния транспортного средства/механизмов/агрегатов?
  • Соответствует ли техническое состояние транспортного средства требованиям «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»?
  • Есть ли у автомобиля технические недостатки? Если да, то какие именно?
  • Почему обнаруженные технические недостатки появились? 
  • Когда возникла техническая неисправность: момент выпуска с производства либо в период эксплуатации?
  • Найденный недостаток является существенным?
  • Найденный недостаток относится к гарантийному случаю?
  • Могло ли стать причиной ДТП отсутствие дорожных знаков и их неправильное расположение?
  • Соответствует ли установка дорожных знаков на данном участке дороги ГОСТ 52289-2004?
  • Соответствует ли дорожная разметка на данном участке дороги ГОСТ Р 51256-99?
  • Соответствуют ли расположенные на данном участке дороги искусственные неровности ГОСТ Р 52605-2006?
  • Была ли у водителя объективная возможность предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или путем объезда?
Предлагаем ознакомиться:  Заявление произвольной формы на загранпаспорт образец - Заявления ходатайства - Шаблоны примеры

Вам понадобится САТЭ, если:

  • Вы попали в ДТП и намерены получить страховую выплату.
  • По вашему мнению страховая компания занизила сумму компенсационной выплаты, которой вам не хватит на ремонт транспортного средства. 
  • Если вы намерены обратиться в РСА, поскольку страховая компания виновника ДТП обанкротилась или у нее отозвали лицензию.
  • Если вы виновник ДТП и считаете сумму компенсации завышенной, поэтому хотите определить реальный ущерб. 
  • Вы планируете подать иск в суд, так как у виновника ДТП нет полиса ОСАГО.
  • Вам необходимо определить ущерба, нанесенный третьими лицами, чтобы обратиться в полицию и подать иск в суд.

Объектом САТЭ являются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.

  • ваш паспорт; 
  • протокол осмотра места ДТП или справка об аварии; 
  • документы на автомобиль (ПТС, СТС), который подлежит автотехнической экспертизе;
  • акт осмотра машины страховой компанией, если он у вас на руках.

Просто о важном — порядок и сроки проведения независимой экспертизы после ДТП

Закон не регулирует срок проведения судебной автотехнической экспертизы. Он зависит от загруженности экспертов, сложности дела, наличия материалов, например, протоколов осмотра, показаний свидетелей. В среднем экспертиза занимает: от 14 дней до двух месяцев.

Статья 88 ГПК РФ предусматривает внесение оплаты стороной, заявившей ходатайство о проведении автотехнической экспертизы. Если ходатайство заявили сразу обе стороны процесса, то сумму делят поровну.

Дата редакции: 15.04.2015

Автооценочная экспертиза определяет текущую рыночную стоимость автомобиля в том виде, в каком он направлен на проведение исследования. Эксперт исчисляет цену, ориентируясь на среднерыночные показатели.

В результате данного вида автотехнической экспертизы также можно установить объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства в результате случившейся аварии. При этом специалист ориентируется на средние показатели цены аналогичного автомобиля того же года выпуска, кроме того, он вычисляет стоимость машины с учетом поврежденных частей и деталей.

Экспертиза дорожных условий анализирует состояние того отрезка дороги, на котором произошла авария. Исследование оценивает состояние дорожного полотна, наличие на нем повреждений, правильность нанесенной разметки, а также корректность установленных дорожных знаков.

Экспертиза состояния транспортных средств устанавливает техническую пригодность автомобиля к эксплуатации. Специалист, проводящий данный вид автотехнической экспертизы, исследует имеющиеся в автотранспортном средстве поломки, недостатки производственной сборки, преднамеренно нанесенные повреждения.

Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из самых объемных и трудоемких по исполнению разновидностей автотехнической экспертизы. Исследование определяет множество факторов, сопровождавших ДТП и устанавливает их влияние на механизм нанесенных повреждений.

Данный вид экспертизы учитывает направление движения автомобилей, погодные условия, состояние граждан, управлявших транспортными средствами, особенности дорожного покрытия и другие показатели. Эксперт исследует оставленные автомобилями следы, материалы дела, метеорологические данные, показания свидетелей, производит необходимые анализы и так далее.

В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту.

При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа. В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить.

После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы. В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:

  • Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
  • Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
  • Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
  • Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
  • Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.
  1. Каковы причины произошедшего столкновения?
  2. Каково было состояние дорожного полотна в момент аварии?
  3. Соответствовало ли нанесение дорожной разметки требованиям нормативных документов?
  4. Какова текущая стоимость исследуемого автомобиля?
  5. Каков объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства?
Предлагаем ознакомиться:  Что грозит за избиение человека в нетрезвом виде?

Что проверяют при автотехнической экспертизе

При экспертизе машины после ДТП проверяют:

  • состояние пострадавшего автомобиля, его узлов и агрегатов, качество деталей, сборки авто;
  • причины поломки узла машины;
  • качество обслуживания или ремонта авто, поскольку неправильно проведенные над ТС работы могут привести к аварии;
  • обстоятельства ДТП и причины, приведшие к аварии;
  • оценивают стоимость ремонта машины и устранения дефектов после ДТП;
  • устанавливают цену авто в том или ином состоянии на некоторый момент времени.

Кто проводит?

Различают виды экспертиз при ДТП по критериям поставленных задач, обследуемых объектов, применяемых методик исследования:

  • транспортно-трасологическая экспертиза (ТТЭ);
  • выяснение обстоятельств ДТП;
  • диагностические мероприятия – определение технического состояния машины (ОТС);
  • инженерно-психофизиологическое исследование;
  • автотовароведческая (стоимостная) экспертиза аварийного ТС после аварии.

Анализом следов на автомобиле и месте ДТП занимается транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП. Это комплекс специальных мероприятий по установлению траектории движения всех участников происшествия, поиску следов воздействий на машине и окружающих объектах, определению места наезда, опрокидывания или удара. Частично она пересекается со следующим типом экспертизы.

Это комплекс мероприятий, включающий трасологическую экспертизу, оценку условий на месте случившейся аварии и состояние дорожного полотна. Эксперт по ДТП исследует качество покрытия участка трассы, где случилось происшествие, фактические дорожные условия, делает экспертизу конструктивных элементов ТС, соприкасавшихся с полотном.

Это необходимо для установления необходимых сведений насчет строительно-эксплуатационных качеств участка дороги, различных условий на нем, элементов инженерных дорожных конструкций и параметров окружающей среды.

Исследуются общие условия в момент аварии: реальная скорость ТС во время самого ДТП и до такового, допустимая скорость движения автотранспорта на конкретном участке трассы, тормозной путь, наличие возможности предотвращения участниками аварии столкновения, соответствие ПДД действий каждого водителя.

ОТС включает диагностику экспертом техсостояния пострадавшего транспортного средства – узлов, деталей, механизмов. Техническая экспертиза при ДТП делается для определения работоспособности ТС и его конструктивных компонентов, выявления возможных неисправностей, времени возникновения неполадок автомобиля и вероятных причин таковых.

Просто о важном — порядок и сроки проведения независимой экспертизы после ДТП

ОТС решает задачи:

  • установление технического состояния ТС и отдельных компонентов при ДТП;
  • наличие неисправностей автомобиля, установление времени возникновения и вероятных причин таковых;
  • выявление возможности обнаружения и влияния дефектов ТС на появление и развитие аварийной ситуации;
  • выяснение, есть ли взаимосвязи между ДТП и дефектом;
  • установление, могла ли быть предотвращена авария при том техническом состоянии ТС, в котором находилось оно на момент происшествия;
  • выяснения всех обстоятельств и деталей технического состояния ТС до ДТП, что, так или иначе, могли поспособствовать развитию нештатной ситуации.

Часть задач включает металловедческую экспертизу, другая – пересекается с трасологической.

Этот вид экспертизы шофера при ДТП рассматривает и анализирует ряд фактов:

  • условия, в которых вел машину человек за рулем перед началом ДТП и непосредственно во время такового;
  • особенности работы зрительного анализатора водителя авто;
  • скорость и качество реакции водителя в момент проведения оценки;
  • любые индивидуальные особенности, которые относятся к ДТП;
  • психологические факторы, условия и обстоятельства, способные посодействовать возникновению аварии.

Инженерно-психологическая экспертиза (ИПЭ) решает задачи:

  • установить, насколько персональные когнитивные возможности водителя соответствовали ситуации на дороге во время ДТП;
  • определить эмоционально-волевые характеристики участвовавшего в аварии водителя, способные подействовать на качество вождения;
  • выяснить социально-психологические характеристики, присущие водителю, которые потенциально были в состоянии поспособствовать попаданию в аварию.

Это оценка реальной рыночной стоимости поврежденного транспортного средства после ДТП. В контексте дорожно-транспортных происшествий задача такой экспертизы – оценить количество и степень повреждений ТС и рассчитать сумму компенсации за них, выяснить рыночную реальную стоимость при возможной продаже побывавшего в аварии ТС.

Провести исследование может как государственное, так и коммерческое предприятие, соблюдая правовые нюансы квалификации сотрудников. К проведению экспертизы может быть допущен только специалист (техник-эксперт), внесенный в государственный реестр.

Требования к таким сотрудникам, с учетом требований к их профессиональным навыкам устанавливаются Приказом Минтранса России от 22.09.2016 № 277.

Эксперты несут ответственность за предоставление некорректной информации и в случае, если результаты недостоверной экспертизы повлекут за собой убытки, технический эксперт обязан их возместить в соответствии с 5-м пунктом статьи 12.1 ФЗ №40.

Компании, проводящие независимую экспертизу после ДТП должны являться членами саморегулируемой организации оценщиков и иметь полис обязательного страхования ответственности оценщика (согласно ст. 15.1 ФЗ №135 «Об оценочной деятельности в РФ»). В противном случае результат экспертизы будет считаться недействительным.

дтп экспертиза

Задачи экспертизы в основном диагностические — выясняют и систематизируют факторы, повлекшие ДТП, устанавливают техсостояние деталей авто, а также самой дороги, выявляют, могли ли участники аварии предотвратить её, сопоставляют, соответствовали ли действия участников правилам дорожного движения, оценивают качество проведенного ремонта или техобслуживания.

Предмет экспертизы — информация об обстановке на дороге и техсостоянии автомобилей, о действиях участников.

Предлагаем ознакомиться:  Как совершить обмен квартиры на комнату с доплатой: порядок оформления сделки и прочие нюансы

Объекты экспертизы:

  • сам автомобиль;
  • место ДТП;
  • протоколы допросов;
  • процессуальные данные;
  • иллюстрационные фото, видео, аудио, схемы.

Но первое, что нужно запомнить — до окончания экспертных исследований автомобиль нельзя подвергать никаким ремонтным работам.

Общий порядок проведения независимых экспертиз описан в соответствующей статье на нашем сайте.

Это первое, что нужно сделать. Главный критерий — экспертная компания должна быть зарегистрирована, состоять в СРО (саморегулируемой организации оценщиков).

Стоит уделить внимание репутации компании, отзывам о ней.

Услуга экспертизы автомобиля довольно распространена. Поэтому не поленитесь опросить знакомых автолюбителей на предмет того, обращались ли они за автоэкспертизой, если да, то в какую компанию, и какое впечатление от услуг у них осталось.

Внимательно изучите договор перед тем, как его подписать. Уделите время и сделайте это вдумчиво, останавливаясь на каждом непонятном пункте. Задавайте вопросы. Если нужно — покажите договор юристу.

Заранее оговорите вопрос оплаты — какую сумму она составит, когда вы должны ее внести, может ли стоимость вырасти.

Проведите оплату в оговоренный договором срок, не стоит нарушать условия — за несвоевременную оплату услуг возможны санкции, прописанные в договоре. Сохраняйте документы об оплате.

Заранее обсудите с экспертом, где лучше и эффективнее провести экспертизу. В зависимости от вида это может быть как место происшествия, так и гараж или СТО.

Учтите, что техническую проверку автомобиля удобнее проводить на СТО — там для этого есть необходимые условия и оборудование.

Обязательно оповестите заранее (не менее, чем за трое суток) заинтересованные лица о дате и месте проведения экспертизы (страховую компанию, других участников ДТП). Сделать это нужно заказным письмом с уведомлением о доставке.

Обязательно сохраните документы об отправке письма. Если приглашенные лица не явятся на экспертизу, вы сможете подтвердить, что известили их.

Если заинтересованные стороны на экспертизу не придут, но вы их заранее известили об этом и можете это доказать, то этот факт никак не повлияет на законность и достоверность результатов исследований.

Назначение экспертизы

Несмотря на то, что понятие «независимая экспертиза» не закреплено законодательно, оно упоминается в ФЗ № 40 об ОСАГО.

Оспорить независимую экспертизу довольно сложно. Это можно сделать если выводы, приведенные в заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам, а также при нарушении закона в ходе проведения экспертизы.

В некоторых случаях приходится делать повторную экспертизу чтобы выявить недобросовестную работу после проведения ремонта на СТО, которое сотрудничает со страховой компанией. О проведении независимой экспертизы после ремонта автомобиля можете узнать тут.

Основания для проведения повторного исследования предусмотрены п. 2 ст. 87 АПК РФ:

  1. Наличие необоснованных выводов, недостаточной ясности заключения.
  2. Возникновение сомнений, противоречий в экспертном заключении.

Повторные действия может проводить тот же эксперт или другой специалист. В случаях, когда эксперт не имеет аккредитации в соответствии с требованиями закона, проведенное им исследование будет аннулировано.

Во время проведения независимой оценки после ДТП очень важно внимательно изучать представленные материалы и присутствовать во время диагностики. Прибегнуть к помощи самостоятельных компаний и получить объективную оценку стоимости нанесенного ущерба стоит для того, чтобы избежать недобросовестного подхода страховой компании и не оплачивать часть ремонта самостоятельно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

7 (499) 938-51-93 Москва 7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

  • все спорные моменты по ДТП, нуждающиеся в экспертном заключении;
  • четкую мотивацию необходимости в ТТЭ.

Оспаривание результатов

Если сторона не согласна с результатами экспертизы, их можно оспорить. Например, могли быть выяснены новые обстоятельства ДТП, найдены неточности в отчете, ошибки эксперта.

Для этого можно провести повторное исследование ситуации. Но если просто подать ходатайство на вторичную экспертизу, оно, скорее всего, удовлетворено не будет, поскольку у подателя отсутствуют аргументы для этого. Поэтому необходимо сначала сделать рецензию на заключение эксперта по ДТП.

Рецензия на автотехническую экспертизу ДТП – документ, составляющийся уполномоченным экспертом. Специалист анализирует отчет судебной экспертизы, выявляет возможные неточности, несоответствия процессуальным нормам, ошибки, факты некорректного расследования и неучтенные обстоятельства по рассматриваемому ДТП.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector