Инкассое поручение судебных приставов какой статус

Виды инкассовых документов

Различают следующие виды инкассовых документов:

  • чистое инкассо, к которому прилагает чек или вексель;
  • документарное инкассо, представленное актом о приеме работ (счетом за товар).

Получив просьбу от клиента, банк принимает инкассовое поручение в работу. То есть это платежное требование, которое прикладывается к счету компании-плательщика.

Подобная операция в банке происходит в сочетании с акцептом. Данная форма предполагает проведение немедленной отгрузки товаров по действующему соглашению, независимо от факта поступления за них оплаты от покупателя.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа)
куплено > 8000 книг

При налоговой проверке, инспекторами была выявлена задолженность по НДС и налогу на прибыль. По данной задолженности налоговики выставили требование об уплате. В добровольном порядке организация данное требование не исполнила, поэтому налоговая вынесла решение о принудительном взыскании недоимки по налогам за счет средств компании.

Инкассое поручение судебных приставов какой статус

Невозможность удовлетворения требования налоговой, как правило, связана с недостаточным количеством денежных средств у компании. Поэтому, если на ее расчетном счете средств для погашения долга будет недостаточно, то контролирующие органы вправе направить взыскание уже на имущество компании. Для того, чтобы у них появилась такая возможность, выполняться должны следующие условия:

  • предварительно налогоплательщику налоговыми инспекторами было направлено требование об уплате налога;
  • в установленный в требовании срок налогоплательщиком не был уплачен налог;
  • инспекторами было вынесено решение о взыскании задолженности по налогу за счет средств, находящихся на расчетных счетах налогоплательщика (в срок, равный 60 дням после истечения срока исполнения требования по уплате задолженности по налогу);
  • на расчетном счете налогоплательщика достаточной суммы денежных средств для погашения задолженности по налогу нет;
  • информации о расчетных счетах налогоплательщика у налогового органа нет.

Налоговые инспекторы направляют инкассовое поручение в банк, в котором у компании открыт счет. По всем остальным счетам (если у компании есть также иные счета в других банках) налоговики вправе принять решение о приостановлении операций (76 НК РФ).

Сказать о том, что инкассовое поручение имеет широкое распространение, нельзя. Однако в некоторых случаях он встречается довольно часто, например, в практике налоговой инспекции, когда в банк должника по налогам отправляется инкассовое поручение и долги автоматически списываются с его счетов (такие инкассовые поручения подлежат безусловному исполнению, оспаривать их нельзя).

Или в деятельности коммунальных служб, когда между коммунальщиками и получателем услуги заключен договор с возможностью безакцептных (т.е не требующих разрешения и участия непосредственного плательщика) платежей – в этом случае плата из банка получателя услуги в банк коммунальной организации также переводится путем применения инкассового поручения.

Организации порой тоже заключают между собой подобные договоры, но такая практика не имеет общеприменительного характера, поскольку она требует стопроцентной доверительности в отношениях между контрагентами, а также их бесспорной платежеспособности.

В пп. 5 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), в частности, говорится, что оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, отнесены к исполнительным документам, если законодательством РФ не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов.

В практике арбитражных судов встречались дела по обжалованию постановлений судебных приставов-исполнителей о возврате инкассовых распоряжений, в частности по бесспорному списанию средств в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Инкассое поручение судебных приставов какой статус

Неверному толкованию пп. 5 п. 1 ст. 7 Закона об исполнительном производстве судебными приставами-исполнителями в значительной мере способствовали Письма Минюста России от 25.08.1999 N 06-3077, от 31.07.

2000 N 06-3622, а также Разъяснение от 05.12.2000 N 06-5575 (в развитие названных выше Писем). В Разъяснении Минюста России однозначно указывалось на то, что инкассовые поручения (распоряжения) нельзя признавать исполнительным документом, предусмотренным пп. 5 п. 1 ст. 7 Закона об исполнительном производстве.

Толкуя рассматриваемое положение, работники Минюста России вкладывают в понятие «требование органов» дополнительный смысл, отличный от того, который содержится в пп. 5 п. 1 ст. 7 Закона об исполнительном производстве.

Вопросу обращения взыскания на имущество должников на основании инкассовых распоряжений контролирующих органов было посвящено несколько Информационных писем Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.12.1994 N С1-7/ОП-867, от 11.09.

1996 N С1-7/ОП-552, от 08.05.1996 N 4. В данных Письмах разъяснялось, что арбитражным судам подведомственны иски контролирующих органов по их требованиям об уплате платежей путем обращения взыскания на имущество.

Условием обращения являлось то, что к заявлению в таком случае необходимо было приложить отозванное из банка инкассовое распоряжение (поручение) на бесспорное списание платежей (соответствующих сумм) с отметкой банка о полном или частичном его неисполнении из-за отсутствия средств на счете плательщика.

До вступления в силу Закона об исполнительном производстве все контролирующие органы были вынуждены для реализации права по обращению взыскания на имущество должника и придания расчетным документам силы исполнительного документа обращаться в арбитражный суд.

Инкассовое распоряжение (а в настоящее время — инкассовое поручение) на бесспорное взыскание обязательных платежей являлось и является не чем иным, как властным юрисдикционным актом, основанным на законе требованием государственного органа по уплате тех или иных обязательных платежей.

Помимо ст. 7 Закона об исполнительном производстве требования органов, осуществляющих контрольные функции по взысканию денежных средств, с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания, по которым судебный пристав-исполнитель обязан на основании п. 1 ст.

Вместе с тем для того чтобы расчетный документ — инкассовое поручение стал исполнительным документом, требуется преодоление определенных в Законе юридических процедур, что не раз отмечалось арбитражными судами.

Признание инкассового распоряжения (а с 04.05.2001 — инкассового поручения), то есть оформленного в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, одним из видов исполнительного документа имеет некоторую специфику.

Так, из смысла пп. 5 п. 1 ст. 7 Закона об исполнительном производстве следует, что для приобретения инкассовым распоряжением, оформляющим требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, силы исполнительного документа требуется совершение банком, обслуживающим счета плательщика, юридически значимых действий.

Лишь после отметки банка или иной кредитной организации на бланке установленного образца о полном или частичном неисполнении инкассового поручения в связи с отсутствием денежных средств на счете должника то или иное инкассовое распоряжение (поручение), при условии его отзыва из банка в установленном порядке взыскателем, приобретает качество исполнительного документа.

Как работает инкассовое поручение

Если компании заинтересованы в проведении таких схем, когда они не принимают непосредственного участия, то сделать потребуется следующее:

  1. В первую очередь следует заключить между собой контракт, в котором будет включен пункт о расчетах посредствам инкассового поручения.
  2. После этого данный договор предоставляется в кредитную организацию, обслуживающую контрагентов.

После заключения договора и проведения сделки, поставщик направляет инкассовое поручение в банк покупателя. После этого банк уведомляет покупателя о том, что им получен документ на оплату. Если покупатель подтверждает оплату, то банк проводит ее. Затем информация доносится до продавца банка о том, что денежные средства зачислены на счет.

Что нужно сделать, чтобы «схема» заработала

Если предприятия заинтересованы в том, чтобы платежи между ними происходили без их прямого участия, им нужно

  1. заключить между собой договор, в который требуется внести пункт о расчетах через инкассовое поручение;
  2. предоставить данный договор в обслуживающую кредитную организацию.
Предлагаем ознакомиться:  Как уволить за непредоставление документов при устройстве на работу

После того, как договор будет заключен и сделка проведена, банк поставщика (продавца) пересылает поручение инкассо банку потребителя (покупателя). Затем банк уведомляет покупателя о получении документа на оплату и в случае его подтверждения происходит перечисление, далее банк получателя аналогичным образом информирует своего клиента о зачислении денежных средств на счет.

Кому интересна инкассовая форма расчетов

В первую очередь инкассо выгодна покупателю. Связано это с тем, что за ним всегда остается право перечисления платежа или отказа от него (это определяет невысокую надежность данных операций). Однако продавец может подстраховаться, если предварительно запасется определенными документами, при отсутствии которых покупатель не сможет завладеть товаром на законных основаниях.

Это важно помнить, учитывая то, что данная банковская операция производится вкупе с акцептом такого расчета, что подразумевает немедленную отгрузку продукции в рамках действующего договора, вне зависимости, поступили или не поступили за нее средства от покупателя.

Покупатель же оплачивает цену товаров при получении полного пакета расчетных документов, который предварительно должен быть проверен продавцом на предмет соответствия ее стоимости, качества и количества условиями, прописанным в договоре.

У процедуры оплаты путем инкассовых поручений есть один существенный минус: документы через банки идут довольно долго, поэтому оплата может произойти не так быстро, как того бы хотелось. Наряду с этим есть и преимущество: в банках эта услуга стоит достаточно дешево.

Как составить инкассовое поручение

Для инкассового поручения используется специальный бланк. Если взыскание денежных средств происходит в бесспорном порядке, то в качестве назначения платежа указывается ссылка на действующий закон. Если взыскание производится по исполнительному документу, то указывается ссылка на данный документ, а также номер дела, по которому было принять решение о принудительном взыскании долга.

Инкассовое поручение должно содержать в себе следующее:

  • информацию о контрагентах;
  • сведения о кредитных компаниях, между которыми происходит перевод денежных средств;
  • сведения о расчетных счетах организаций;
  • сумму сделки для перечисления;
  • номер и дату документа.

Составляется поручение в 4 экземплярах:

  1. Первый – для кредитной организации, на основании которого будет проводится списание денежных средств со счета компании.
  2. Второй – для банка получателя платежа. Если расчетные счета сторон контракта открыты в одном банке, то второй экземпляр инкассового будет являться мемориальным ордером при зачислении средств на счет продавца.
  3. Третий – это экземпляр владельца счета (покупателя), с которого производится выплата.
  4. Четвертый – заверяется подписью сотрудника банка и печатью, после чего передается на руки владельцу счета.

Правила оформления и составление инкассового поручения

Инкассовое поручение должно оформляться по определенной форме. В ней содержится

  • информация о сторонах договора (наименование предприятий),
  • сведения о банках, между которыми происходит непосредственная передача денежных средств,
  • номера расчетных счетов организаций,
  • сумма перечисления,
  • номер и дата составления документа.

Если происходит бесспорное взымание средств со счета плательщика (например, при списывании долгов по налогам и пр. основаниям), то в инкассовом поручении должна быть указана еще и ссылка на норму закона.

Документ составляется в четырех экземплярах:

  • первый остается у работников кредитного учреждения и на основании него производится списание средств со счета плательщика;
  • второй экземпляр передается в банк-получатель денежных средств. В случаях, когда счета обеих организаций находятся в одном банке, вторая копия инкассового поручения получает статус мемориального ордера при зачислении средств на счет получателя платежа;
  • третий экземпляр предназначен для самого владельца счета;
  • четвертая копия заверяется сотрудником банка и печатью кредитного учреждения и передается на руки клиенту.

Образец заполнения инкассового поручения

  1. Вначале пишется номер документа и ставится дата его заполнения.
  2. Далее указывается вид платежа и сумма (обязательно прописью и цифрами).
  3. Затем в бланк вписывается информация о плательщике: в нужных ячейках ставятся
    • номера ИНН и КПП,
    • полное название предприятия,
    • информация о банке плательщика (с указанием его БИК).
  4. Далее аналогичным образом в бланк инкассового поручения вносятся сведения о получателе платежа и кредитном учреждении, в котором он обслуживается.
  5. С правой стороны документа вносятся расчетные счета всех указанных в документе организаций, а ниже:
    • вид оплаты,
    • назначение платежа
    • и его очередность (при необходимости).
  6. Затем в документ вносится договор, в соответствии с которым стало возможным использование данного документа в расчетах между предприятиями (номер и дата его составления).
  7. В завершение документ должен быть подписан ответственным сотрудником банка.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: В нашей организации открыто два расчетных счета в разных банках. В один банк налоговики направили инкассовое поручение, а по второму – приостановление операций по счету. Для погашения долга на счете денег было недостаточно и налоговики решили взыскать долг за счет имущества фирмы.

Ответ: Если рассмотреть статью 46 НК РФ, то можно сделать вывод, что направлять инкассовые поручения во все банки, где у налогоплательщика открыты счета налоговики не обязаны. То есть, если на одном счете в банке, куда было направлено инкассовое поручение, денежных средств будет недостаточно, решение о взыскании долга за счет другого имущества компании будет законным.

«Гражданский кодекс РФ (ст. 874) определил, что банк взыскателя (банк-эмитент) несет перед ним ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения по основаниям и в размере, предусмотренными главой двадцать пятой Кодекса.

Если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций исполняющим банком (банком плательщика), ответственность перед клиентом (взыскателем) может быть возложена непосредственно на этот банк» <2>.

«Хотя название ст. 856 ГК РФ звучит как «Ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету», в ее диспозиции перечислены правонарушения не только по договору банковского счета, но и по расчетным сделкам» <3>.

Вышеуказанные положения юридической доктрины позволяют нам высказать мнение о соотношении (ст. 874 ГК РФ) правил об ответственности по инкассо и ст. 856 ГК РФ как общего и особенного. При этом общее будет представлено именно ст.

Возвращаясь к конкретным составам правонарушений при расчетах по инкассо, следует отметить еще одну специфическую особенность гражданско-правовой ответственности банков за нарушения, допущенные при производстве расчетов.

Это возможность применения к расчетам ст. 31 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках). Напомним, что согласно этой статье в случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств кредитная организация, Банк России выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России.

  1. Несвоевременное зачисление на счет клиента денежных средств.
  2. Неправильное зачисление на счет клиента денежных средств.
  3. Несвоевременное списание со счета клиента денежных средств.
  4. Неправильное списание со счета клиента денежных средств.
Предлагаем ознакомиться:  Продал квартиру в собственности менее 3 лет и купил другую дороже

Юридическая природа указанных санкций признана в литературе (С.В. Сарбаш) законной неустойкой.

Мы также придерживаемся мнения, что Закон о банках, сосредоточивая в себе преимущественно нормы административно-правового и финансово-правового характера, содержит в ст. 31 и нормы гражданско-правового регулирования.

Применительно к расчетам по инкассо в случае просрочки зачисления средств, поступивших от банка должника, банк взыскателя несет ответственность не по одному из составов ст. 31 Закона о банках (несвоевременное зачисление на счет клиента денежных средств), а по ст. 856 ГК РФ.

Ответственность наступит в форме неустойки в виде процентов, исчисленных по правилам ст. 395 ГК РФ. Если бы применялась ст. 31, размер неустойки исчислялся бы по ставке рефинансирования Банка России.

В случае неправильного зачисления средств на счет клиента должна применяться ст. 31 Закона о банках.

Поскольку ни ст. 856 ГК РФ, ни ст. 31 Закона о банках не предусмотрен такой состав правонарушения, как нарушение сроков выставления документов на инкассо или утрата расчетных документов и т.д., «банк взыскателя несет ответственность перед своим клиентом за допущенные нарушения и обязан возместить убытки, причиненные, в частности, утратой платежных документов либо прилагаемых к ним исполнительных документов, отсылкой не по назначению платежных требований или исполнительных документов, сданных в банк на инкассо, а также несвоевременной их отсылкой» <1>.

В литературе при рассмотрении юридической природы ответственности по инкассо констатируется: «Действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих обязанность банка взыскателя контролировать процедуру исполнения расчетных документов в банке плательщика.

Освобождение банка взыскателя от такой обязанности не соответствует правовой природе инкассовой операции, которая предполагает, что банк взыскателя средств должен не только отправить расчетные документы банку плательщика, но и обеспечить их предъявление плательщику для платежа или акцепта, а также перечисление полученных сумм взыскателю.

Существующее положение можно объяснить тем, что внутреннее российское законодательство о безналичных расчетах в отличие, скажем, от Унифицированных правил по инкассо допускает возможность направления расчетных документов в адрес банка плательщика, с которым у банка взыскателя отсутствуют корреспондентские отношения.

В банковской практике распространены случаи срыва платежей вследствие нарушения правил проведения расчетов банками, участвующими в дебетовом переводе средств. «Приходится признать, — замечают специалисты, — что отношения представительства между получателем средств и банком плательщика» в случае отсутствия между ними корреспондентских отношений «возникают непосредственно из закона и факта получения банком плательщика платежных требований» (инкассовых поручений).

Следовательно, Банк России не может считаться представителем получателя средств, так как платежные требования (и инкассовые поручения) «получателя средств ему не направляются. ЦБ РФ принимает от банка плательщика (своего клиента) поручение о зачислении инкассированной им суммы на корреспондентский счет банка — получателя средств.

Отсюда делается вывод, что «если осуществление расчетной операции задержано Банком России, то получатель средств не имеет права предъявить к нему прямой иск из-за отсутствия между ними договорных отношений» <1>.

В случае разбирательства в арбитражном суде банк-посредник, допустивший нарушения правил совершения расчетных операций, будет привлечен к процессу в качестве соответчика в порядке ч. 2 ст. 46 АПК РФ, то есть либо по ходатайству сторон, либо по инициативе суда или одного из ответчиков, но с согласия истца.

Вместе с тем данный порядок привлечения к участию в процессе другого ответчика правомерен лишь в случаях, когда спор не отягощен публично-правовым моментом, то есть в отношении дел по привлечению к гражданско-правовой ответственности по факту списания средств за оказанные услуги, выполненные работы, поставленные товары.

Если же предметом спора является сумма, списанная в счет погашения фискальных сборов, например в счет уплаты налогов или в порядке исполнительного производства, речь идет о деле, вытекающем из публичных правоотношений.

Соответственно, как мы указывали выше, другой ответчик будет привлечен арбитражным судом по собственной инициативе, вне зависимости от согласия иных лиц, участвующих в деле (абз. 2 ч. 2 ст. 46 АПК РФ).

Возложить ответственность на банк взыскателя (банк-эмитент), по нашему мнению, суд не вправе. Данный вывод следует из анализа п. 3 ст. 874 ГК РФ, которая, по сути, содержит императивное предписание: ответственность исполняющего банка наступает только в случаях, когда им допущены нарушения правил совершения расчетных операций, повлекшие неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента.

В то же время в случаях, когда инкассовая операция была сорвана по причине нарушения порядка совершения расчетов исполняющим банком, банк-эмитент, по нашему мнению, не может нести ответственность ни по ст. 856, ни по п. 3 ст.

Закрепленная в Гражданском кодексе конструкция отношений при выполнении инкассовой операции дает возможность взыскателю ставить вопрос о применении мер ответственности как в отношении банка-эмитента, так и в отношении непосредственно исполняющего банка.

Банк-эмитент и исполняющий банк могут быть привлечены доверителем (взыскателем) к договорной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения, поскольку между этими банками и получателем платежа существуют договорные отношения.

Отсутствие у получателя права на прямое требование к банку, перечисляющему инкассированные суммы от исполняющего банка банку-эмитенту, Л.Г. Ефимова выводит из факта отсутствия между этими банками и взыскателем договорных отношений.

Правильность этих положений вызывает сомнения. Договорные отношения у взыскателя равным образом отсутствуют и с исполняющим банком, и с банками-посредниками. Возможность применения мер ответственности непосредственно к исполняющему банку определяется прямым указанием на такую возможность в законе.

Указанное обстоятельство отнюдь не меняет природу этой ответственности. В данном случае имеет место особый механизм возложения ответственности за нарушение договора, когда закон, учитывая специфический характер отдельных видов обязательств и наличие правовой связи между должником по договору и лицом, на которое им возложено исполнение (п. 1 ст.

Порядок бесспорного взыскания

Вступление в силу абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ повлекло изменение порядка бесспорного списания сумм в счет взыскания налогов. В настоящее время взыскание налога производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.

В силу того что налоговое законодательство в настоящее время распространяется и на отношения по уплате обязательных взносов во внебюджетные фонды (п. 7 ст. 9), порядок бесспорного списания средств во внебюджетные фонды, например страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, аналогичен порядку бесспорного списания средств в счет взыскания налогов.

Предлагаем ознакомиться:  В каких случаях нужно платить госпошлину за обеспечительные меры

В связи с этим в юридической литературе была выражена озабоченность, что позиция Минюста России, изложенная в упомянутых выше Письмах и разъяснениях и не содержащая оговорки по требованиям всех остальных контролирующих органов, которые не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, способна неверно сориентировать органы принудительного исполнения.

Расширительное толкование Минюстом России пп. 5 п. 1 ст. 7 Закона об исполнительном производстве в отношении инкассовых поручений других контролирующих органов, для которых вынесение постановления законом не предусмотрено, будет препятствовать реализации этими органами в полном объеме их прав по обращению взыскания на имущество, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Как следствие, это вызовет увеличение числа обоснованных жалоб взыскателен в арбитражные суды <1>. Так, в настоящее время бесспорный порядок списания средств в счет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду признан незаконным.

Вместе с тем правило о списании средств с банковских счетов в бесспорном порядке продолжает действовать в отношении взыскания неустоек в случаях, предусмотренных ст. 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве», и в ряде иных случаев.

Отсюда в юридической литературе делается вывод, что оформленные в установленном порядке инкассовые поручения этих контролирующих органов (согласно пп. 5 п. 1 ст. 7 Закона об исполнительном производстве) являются исполнительными документами.

Требования контролирующих органов по обращению взыскания на имущество, предъявляемое в порядке пп. 5 п. 1 ст. 7 Закона об исполнительном производстве, призваны ускорить взыскание соответствующих обязательных платежей путем устранения судебной процедуры.

Следует признать, что если для налоговых органов, государственных внебюджетных фондов, таможенных органов применимы положения ст. ст. 9, 13, 47 НК РФ, то для других контролирующих органов, для которых законодательством РФ не предусмотрено вынесение постановлений, реализация их правомочий в полном объеме, взыскание платежей за счет имущества должника, осуществляемое судебными приставами-исполнителями с использованием возможностей, предоставленных пп. 5 п. 1 ст.

Таким образом, при поступлении подобных жалоб взыскателен судам следует установить:

  • требование какого контролирующего органа (оформленное в виде инкассового поручения) отказались признавать исполнительным документом судебные приставы-исполнители;
  • приобрело ли инкассовое поручение качество исполнительного документа, то есть отозвано ли оно из банка в установленном порядке взыскателем (работниками банка проставляется в инкассовом поручении соответствующая отметка о полном или частичном его неисполнении в связи с отсутствием денежных средств на счете должника);
  • не установлен ли законодательством РФ иной порядок исполнения указанных исполнительных документов.

Если же такой «иной порядок» установлен, то для требований контролирующих органов необходимо дополнительно выносить постановление, предусмотренное пп. 8 п. 1 ст. 7 Закона об исполнительном производстве.

В обоснование иной точки зрения обычно приводится довод о том, что инкассовое поручение (распоряжение) не является исполнительным документом, поскольку оно не указано в перечне, приведенном в ст. 7 Закона об исполнительном производстве, а ст. 47 НК РФ предусматривает вынесение постановления.

«Между тем инкассовое поручение (распоряжение) как требование контролирующих органов, оформленное описанным выше способом, не перестало быть исполнительным документом, ибо каких-либо изменений в ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вследствие введения в действие Федерального закона от 09.07.

1999 N 154-ФЗ ст. 47 НК РФ с 01.01.2000 не вносилось. Предписания п. 1 ст. 47 НК РФ отражают лишь иной порядок исполнения исполнительных документов контролирующих органов, которые при осуществлении своей деятельности руководствуются Налоговым кодексом РФ.

Закрепление в п. 1 ст. 47 НК РФ порядка взыскания налога за счет имущества должника путем направления контролирующими органами (для которых это установлено законом) судебным приставам постановления — другого вида исполнительного документа, предусмотренного пп. 8 п. 1 ст.

Приведенные выше доводы позволяют прийти к выводу, что в отдельных случаях инкассовое поручение (распоряжение), оформленное в порядке, указанном в пп. 5 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве», является исполнительным документом» <1>.

«Определение инкассовой операции содержится как в российском законодательстве, так и в документах, посвященных международной банковской практике. Банковские обычаи, применяемые при осуществлении инкассовой операции в международной банковской практике, кодифицированы Международной торговой палатой в форме унифицированных правил.

Так, в соответствии со ст. 2 Унифицированных правил по инкассо, действующих в редакции 1995 г. (вступила в силу с 1 января 1996 г., публикация МТП N 522), инкассо означает операцию, осуществляемую банками на основании полученных инструкций в форме инкассового поручения с документами в целях получения платежа или акцепта, выдачи документов против платежа или акцепта либо на других условиях» <2>.

В специальной юридической литературе проводится аналогия между расчетами по инкассо по российскому законодательству и так называемым дебетовым переводом средств. «Под дебетовым переводом средств (или переводом дебета) понимается безусловный перевод средств, осуществляемый по инициативе получателя платежа, т.е. кредитора» <3>.

«В своем традиционном варианте сущность инкассо нашла отражение в Унифицированных правилах по инкассо (редакция 1978 г.).

Принимая поручение своего клиента о совершении соответствующей инкассовой операции, банк действует в роли его поверенного. Но ни одна инкассовая операция не может быть выполнена до конца силами только одного банка, за исключением тех редких случаев, когда он обслуживает одновременно и плательщика, и получателя средств.

Поэтому банк получателя средств вынужден привлечь для завершения операции банк-посредник либо непосредственно банк плательщика. Банк-посредник, в свою очередь, может привлечь другой банк-посредник либо банк плательщика.

Последний является представляющим банком, т.е. он непосредственно представляет плательщику долговые документы и получает у него акцепт и/или платеж. Банк получателя средств и все последующие банки привлекаются для совершения инкассовой операции в результате передоверия и действуют в роли поверенных получателя средств.

При расчетах платежными поручениями банки, участвующие в переводе средств, привлекаются банком плательщика на основании ст. 313 ГК РФ (возложение исполнения обязательства на третье лицо). В этом заключается отличие роли и места банка при расчетах платежными поручениями (кредитовый перевод) от его роли и места в осуществлении им инкассовой операции.

При расчетах платежными поручениями и в порядке инкассо по-разному определяется момент исполнения денежного обязательства» <1>.

Своеобразие инкассовой операции проявляется также в двойственном правовом положении банка плательщика. Предъявляя своему клиенту документы с требованием платежа (или акцепта), направляя полученные суммы (акцепт) банку получателя средств, банк плательщика, с одной стороны, действует как представляющий банк, то есть представитель получателя средств.

С другой стороны, производя списание денежных средств со счета своего клиента на основании акцептованных им документов, банк плательщика действует как представитель плательщика. Двойное представительство в банковском деле — абсолютно нормальное явление.

Указанная выше особенность инкассовой операции неизбежно приводит к изменению момента исполнения обязательства об осуществлении расчетов за поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).

Напомним, что в силу ст. 316 ГК РФ местом исполнения денежного обязательства является место нахождения кредитора — юридического лица в момент возникновения обязательства, а если кредитор изменил место нахождения — новое место нахождения кредитора с отнесением на его счет расходов, связанных с переменой места исполнения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector