Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих – главный источник информации для будущих военных пенсионеров

Раздел I. Общие положения (статьи 1 — 12)

лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей);

лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей);

б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, а также на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах — бывших республиках Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 154-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года.(Статья в редакции, введенной в действие с 3 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года.

Законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих

Закон в основе своей имеет общий стандартный нормативный акт о трудовых пенсиях, действие которого распространяется на каждого гражданина РФ. При этом дополнительными нормативными актами могут быть урегулированы моменты в пользу работника, ущемлять его права такие акты не могут.

Практически все нормативные акты в РФ подразумевают предоставление работникам особого статуса, льготных условий выхода на пенсию и ее большего размера. При этом также Закон может иметь и ряд других особенностей, что следует учесть перед использованием его для защиты своих прав.

ФЗ 4468-1 четко определяет следующие положения:

  • кто относится к данной категории лиц;
  • каким образом исчисляется время службы, берущееся в расчет при начислении пенсии, какой стаж может считаться льготным;
  • какой коэффициент используется для исчисления размера положенной пенсии;
  • основные правила назначения военной пенсии;
  • социальные гарантии;
  • размер и случаи начисления пенсии при получении инвалидности из-за ранений и травм, полученных при выполнении своих служебных обязанностей;
  • когда, кому и в каком размере будет положена пенсия по потере кормильца, если таковым являлся погибший военнослужащий.

Часто используется не только основной Закон, но и дополнительные нормативные акты, которые будут регулировать отдельные моменты в решении данных вопросов. К примеру, Указ Президента о внесении изменений в правила начисления надбавок и доплат за выслугу лет.

Использовать необходимо нормы последнего нормативного акта с актуальными сведениями. Обычно формулы и общие положения длительное время остаются неизменными и каким-либо образом изменяются только на фоне значимых реформ.

При определении положенного размера пенсии очень важно обратить внимание и на другие изменения, которые могут быть внесены в отраслевые нормативные акты. К примеру, часто некоторые структуры могут быть переименованы в целом или же может быть изменено наименование той или иной должности.

Соглашение подписывается при приеме на работу. Содержание его согласовывается с профсоюзами, регулирует положенные гарантии. При этом в отношении пенсионного обеспечения там не могут быть предусмотрены дополнительные льготы, кроме установленных на государственном уровне.

Раздел II. Пенсия за выслугу лет (статьи 13 — 18)

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более;

(Пункт дополнен с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; дополнен с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; дополнен с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ;

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих – главный источник информации для будущих военных пенсионеров

в редакции, введенной в действие с 3 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 154-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года.

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 1995 года Федеральным законом от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ; дополнен с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; дополнен с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ;

дополнен с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года;

в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 154-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года.____________________________________________________________________Часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7, 18, 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств — и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов, — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П.____________________________________________________________________

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях»;

в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом «О страховых пенсиях».(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ)(Часть дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ)

б) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации: за общий трудовой стаж 25 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона;

за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент указанных сумм денежного довольствия.(Пункт дополнен с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; дополнен с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ;

дополнен с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года;

В случае повторного определения на военную службу или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, или на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.

(Часть дополнена с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; дополнена с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; дополнена с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ;

в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года;

в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 154-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года.

Предлагаем ознакомиться:  Тонкости и нюансы увольнения пенсионера по инициативе работодателя Что говорит закон

____________________________________________________________________Пенсии, назначенные в соответствии с настоящим Федеральным законом до дня вступления в силу Федерального закона от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ, пересматриваются по нормам, предусмотренным настоящей статьей (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ).

В случае, если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, полагающийся в соответствии с настоящей статьей (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ), пенсия выплачивается в прежнем, более высоком размере.- См.

Пенсия за выслугу лет, назначаемая в соответствии с настоящим Законом, не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 годаФедеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ..

инвалидам I группы — на 300 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;

инвалидам II группы — на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;

инвалидам III группы — на 175 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;

Право на получение пенсий

Прежде чем рассматривать правила начисления и выплаты военных пенсий, предварительно важно четко разобраться, кто именно будет иметь право получать подобный вид пенсионной выплаты. Иногда могут возникать путаницы, какие именно лица попадают под действие данного нормативного документа, и кто из членов семьи, помимо них, будет иметь право воспользоваться пенсионным обеспечениям военнослужащих (для жен офицерского состава предусматривается также особое правило начисления пенсионных выплат).

Не в одном, а в нескольких нормативных актах выделяется статус военнослужащего как таковой. Поступая на работу в ту или иную структуру, предварительно рекомендуется четко определить, попадает ли данная должность под действие ФЗ «О военных пенсиях».

Иногда возможны случаи, когда человек из-за грубого нарушения норм действующего законодательства был осужден. В этом случае с него может быть снято воинское звание со всеми привилегиями.

То же самое касается случаев, когда был установлен факт незаконного получения непосредственно самой должности. В этом случае пенсионные выплаты за этот период времени также будут пересчитаны. Трудовой стаж будет учтен как таковой общий, но при этом конкретно военная служба будет снята.

Если, к примеру, человек получил поддельный диплом, по которому работал, то воинская служба будет снята за весь период. Если же человек незаконно получил какую-то должность, то тогда только время работы конкретно на ней.

В случае вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении неправомерного поступка на службе, военная пенсия снимается полностью, а не частично. Сразу после этого пенсия пересчитывается на общих основаниях без каких-либо льгот.

Относятся ли к данной категории служащих работники частных охранных структур? На данный момент ситуация очевидна: статусом военнослужащего, а, следовательно, и правом на получение военной пенсии пользуются только работники государственной охраны.

Частные формирования не имеют права на подобные льготы. Оговорить какие-либо дополнительные лояльные моменты для работников руководство частных охранных агентств руководство не имеет права. В трудовом договоре можно оговаривать только то, что зависит непосредственно от работодателя (выплаты при увольнении, компенсации).

Пенсия по инвалидности

Право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ;

а) инвалиды вследствие военной травмы — лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;

б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), — лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ.

а) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп — 85 процентов, III группы — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона;

б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп — 75 процентов, III группы — 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2014 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ.____________________________________________________________________ Действие положений пункта «б» статьи 22 настоящего Закона Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, — см.

б) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), I группы — 250 процентов, II группы — 200 процентов, III группы — 150 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, а также неработающим инвалидам I и II групп, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах «а», «б» и «г» части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего Закона, к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляются надбавки в порядке и размерах, которые предусмотрены соответственно пунктами «а» и «б» части первой статьи 17 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 годаФедеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, — участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка в размере 32 процентов, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста или являющимся инвалидами I и II групп, — в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, являющимся инвалидами вследствие военной травмы, по достижении ими 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 181-ФЗ)(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ.

Пенсия по инвалидности лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, назначается на период инвалидности, установленной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а инвалидам-мужчинам старше 60 лет и инвалидам-женщинам старше 55 лет — пожизненно с переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ.

В случае признания пенсионера, не достигшего указанного в настоящей статье возраста, трудоспособным пенсия выплачивается ему до конца месяца, в котором он признан трудоспособным, но не долее чем до дня, до которого установлена инвалидность.

При пересмотре группы инвалидности соответственно изменяется и размер пенсии. В случае, если у инвалида вследствие военной травмы инвалидность усиливается в связи с общим заболеванием, трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, пенсия пересчитывается по новой группе инвалидности с сохранением прежней ее причины.

При пропуске инвалидом из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, срока переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы выплата назначенной пенсии приостанавливается со дня, до которого ему была установлена инвалидность, а в случае признания его вновь инвалидом — возобновляется со дня установления ему вновь инвалидности (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ.

В случае пропуска инвалидом срока переосвидетельствования по уважительной причине и установления ему федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы инвалидности за прошлое время выплата пенсии возобновляется с того дня, с которого он признан инвалидом.

В случае, если при переосвидетельствовании инвалиду установлена другая группа инвалидности (более высокая или более низкая), пенсия за прошлое время, предшествующее дню переосвидетельствования, выплачивается ему по прежней группе инвалидности (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ.

Военнослужащий может получить травму, которая в дальнейшем приведет к получению инвалидности. В этом случае пенсия ему назначается на общих основаниях. Но это касается лишь тех случаев, когда травма была получена в отпуске или в выходной день.

Если же травму военный получил на рабочем месте, то тогда пенсия ему будет назначена на особых основаниях. Даже если непосредственно само исполнение обязанностей не привело к этому, и произошел просто несчастный случай, или же если военный длительное время болел и лишь затем утратил трудоспособность, то все равно особые правила начисления пенсий будут продолжать действовать.

Условия назначения

Чтобы иметь право оформить пенсию непосредственно по инвалидности, в отношении лица должно выполниться несколько важных условий. Человек должен получить инвалидность. Для этого важно пройти комплексное обследование и получить официальное заключение компетентного органа (выдавать такое заключение обычный доктор не может).

В статье 14 данного ФЗ приведено разделение всех военнослужащих, получивших инвалидность, на 2 категории:

  • Лица получили увечье или заболевание в период несения военной службы. При этом увечье было получено не из-за непосредственного исполнения своих обязанностей, а вследствие несчастного случая или любых других обстоятельств, которые не имеют никакого отношения непосредственно к самой военной службе. Выдает такое заключение специальная военно-медицинская комиссия данного учреждения или подразделения, в полномочия которого этого входит. Если возникают сомнения по поводу объективности выданного заключения, то вполне возможно требовать оспаривания и независимой экспертизы.
  • Лица, которые получили какое-либо увечье в период исполнения служебных обязанностей, отбывания военной службы, пребывания на фронте, во время активных боевых действий, а также во время нахождения в плену. Причинно-следственная связь между самим увечьем (травмой) и работой военнослужащего должна быть очевидна.
Предлагаем ознакомиться:  Какие нужны документы для продажи земельного участка

Законодательные основы пенсионного обеспечения военнослужащих

Принципы пенсионной поддержки граждан сформулированы в федеральном законе № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В статье 8 данного закона перечислены отдельные условия, при соблюдении которых военнослужащий или его близкие могут претендовать на пенсию.

Во всех деталях порядок финансовой поддержки государством таких лиц обозначен в законе № 4468–1 от 12.02.1993, затрагивающем также служащих органов внутренних дел, личный состав национальной гвардии и т. д.

Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется без участия Пенсионного фонда России, однако, наличие у пенсионера-силовика минимально необходимого гражданского стажа позволяет ему претендовать и на страховую пенсию на общих основаниях.

В таком случае применимыми становятся также и нормы закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Пенсионное обеспечение военнослужащих в современной России

Пенсионная система Российской федерации во многом унаследовала принципы государственной материальной поддержки военнослужащих и членов их семей, установленные еще в советский периоды.

В настоящее время законные основания на получение военной пенсии за выслугу лет имеют лица, отслужившие по контракту не менее двадцати лет, а также граждане, чей суммарный трудовой стаж равен или превышает срок в 25 лет, из которых 12,5 лет или более приходятся на службу в Вооруженных силах.

Еще одним основанием для получения пенсионной поддержки от государства является инвалидность, приобретенная в процессе воинской службы либо проявившаяся после ее завершения по причинам, прямо с ней связанным.

При этом на безусловную пожизненную пенсию такого типа могут рассчитывать лишь инвалиды-мужчины старше 60 лет и женщины с ограниченными возможностями не младше 55 лет. Специальной экспертизой может быть установлено, что лицо, не достигшее такого возраста, инвалидом больше не является – в таком случае выплата данной пенсии прекращается.

Если смерть военнослужащего наступила в связи с исполнением им профессиональных обязанностей, государство берет на себя материальное обеспечение лиц, кормильцем которых он являлся. К их числу относятся иждивенцы защитника Родины – дети, братья, сестры и внуки младше 18 лет, неработающий супруг, ухаживающий за детьми возрастом до 14 лет, и другие категории родственников, по тем или иным причинам неспособных обеспечивать себя самостоятельно.

Раздел IV. Пенсия по случаю потери кормильца (статьи 28 — 42)

Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц — если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 настоящего Закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию;

нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте «в» настоящей статьи.

а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу, службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации или службу в органах внутренних дел), — до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 154-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года.

б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет, либо являются инвалидами;

г) дед и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации или нет.

(Часть в редакции, введенной в действие с 21 января 2007 года Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 272-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 мая 2008 годаФедеральным законом от 8 мая 2008 года N 64-ФЗ;

в редакции, введенной в действие с 3 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ;

Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).

При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом.(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2000 года Федеральным законом от 1 июня 1999 года N 110-ФЗ)

Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.

(статья утратила силу с 1 января 2008 года — Федеральный закон от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ.)

Усыновители имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные — наравне с родными детьми.

Несовершеннолетние, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при их усыновлении.

Отчим и мачеха имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.

Пасынок и падчерица имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми.

Пенсия по случаю потери кормильца, назначенная супругу умершего, сохраняется и при вступлении супруга в новый брак. 

а) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона, — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 1995 года Федеральным законом от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2014 годаФедеральным законом от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ.

____________________________________________________________________ Действие положений пункта «а» настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, — см.

б) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «б» статьи 21 настоящего Закона, — 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2014 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ.____________________________________________________________________ Действие положений пункта «б» статьи 36 настоящего Закона Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, — см.

б) при исчислении пенсии в соответствии с пунктом «б» статьи 36 настоящего Закона — 150 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, на каждого члена семьи, имеющего право на ее получение.

Членам семьи, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, к назначаемой им пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка на уход за ними в размере, предусмотренном пунктом «а» части первой статьи 17 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ.

К пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере), назначаемой детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявшим обоих родителей, либо указанным детям умершей одинокой матери, начисляется надбавка в размере 32 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

К пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере) лицам (супругам и (или) родителям), потерявшим вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона, двух и более кормильцев (супруга и (или) детей) из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), начисляется надбавка в размере 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, в связи со смертью (гибелью) каждого из указанных кормильцев (за исключением кормильца, в связи со смертью (гибелью) которого им установлена пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона).(Часть дополнительно включена с 12 мая 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года N 95-ФЗ)

Расчет величины пенсионного обеспечения военнослужащего

Статья 43 закона № 4468–1 устанавливает в качестве основы для исчисления пенсионной поддержки денежное довольствие военнослужащего, включающее в себя следующие составные части:

  • должностной оклад;
  • оклад по воинскому или специальному званию;
  • ежемесячная надбавка за выслугу лет.
Предлагаем ознакомиться:  Какой должен быть сейф для оформления разрешения на оружия

В той же статье нормативного акта значение денежного довольствия для целей определения величины пенсии устанавливается с начала 2012 г. в размере 54% от реальной суммы с ежегодным увеличением на 2%, пока не будет достигнуто 100% значение. В зависимости от уровня инфляции годовой прирост может быть скорректирован в большую сторону.

Расчет размера пенсии за выслугу лет осуществляется следующим способом: двадцатилетняя служба в Вооруженных силах обеспечивают будущему пенсионеру 50% от номинальной суммы денежного довольствия, каждый дополнительный год службы дает прибавку в 3%, но не превышая 85% в совокупности.

Пенсия по инвалидности определяется на основании денежного довольствия сходным образом. Его доля, направляемая на пенсионные выплаты, рассчитывается в зависимости от степени ограничения физических возможностей военнослужащего и вызвавших такое состояние причин.

Наличие инвалидности III группы, возникшей вследствие травмы, полученной при исполнении профессиональных обязанностей, обеспечивает военнослужащему половину денежного довольствия в качестве пенсионной поддержки.

Инвалидность II и I группы дает право на 85% от жалованья. Если же причиной инвалидности стала болезнь, приобретенная во время военной службы, то величина пенсии составит 40 и 75% от размера жалованья соответственно.

Материальная поддержка в связи с утратой кормильца, полагающаяся в определенных случаях супругу и ближайшим родственникам погибшего военнослужащего, как и в предыдущих ситуациях, рассчитывается на основе его денежного довольствия: половина в случае гибели из-за военной травмы и 40%, если причиной гибели стал недуг, приобретенный в месте прохождения службы.

Назначение и выплата пенсий

Работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации  применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

(Статья в редакции, введенной в действие с 6 декабря 1995 года Федеральным законом от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ; дополнена с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ;

в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 годаФедеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ.

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации .

(Часть первая в редакции, введенной в действие с 6 декабря 1995 года Федеральным законом от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ; дополнена с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ;

в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 годаФедеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ;

Лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях»обращаются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их жительства.

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

(Часть дополнена Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ____________________________________________________________________ Положения части третьей статьи 51 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношениидокументов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, — см.

Заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.(Статья дополнена Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.

абзац утратил силу с 16 мая 2009 года — Федеральный закон от 28 апреля 2009 года N 70-ФЗ; 

родителям или супругу, приобретшим право на пенсию в связи с утратой ими источника средств к существованию, — со дня обращения за пенсией.

При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте — дата их отправления (часть в редакцииФедерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.

В случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно.

При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи (часть в редакцииФедерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.

а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения;

б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.

В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

____________________________________________________________________ Взаимосвязанные положения статьи 56 настоящего Закона не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, на которые они имеют право в соответствии с данным Законом, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета, — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 года N 11-П.

____________________________________________________________________ 

Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными органами и Сберегательным банком Российской Федерации.

Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, путем перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи и доставка пенсий по месту жительства или месту пребывания пенсионеров осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей.

Изменения и проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих

Одной из главных особенностей современного пенсионного законодательства в части военных пенсий является применение понижающего коэффициента, значительно уменьшающего размер пенсионных выплат по отношению к исходному денежному довольствию военнослужащего.

Несмотря на то что с 2012 г. данный коэффициент повышался с опережением запланированного темпа и достиг почти 75% к началу 2017-го, Правительством РФ уже одобрен законопроект, сохраняющий его в текущем году на уровне предыдущего. Тем не менее, возможность возобновления роста коэффициента проектом закона не отрицается.

Другим важным новшеством в системе пенсионного обеспечения военнослужащих могут стать поправки в закон № 4468-1, направленные на повышение 20-летней выслуги для назначения пенсии до 25 лет. И, хотя на начало 2018 г.

такие правки внесены еще не были, их одобрение соответствующими органами возможно в ближайшее время. Официальных подробностей о содержании правок и схеме перехода на новый порядок пенсионной поддержки военнослужащих его авторы пока не опубликовали.

Судебная практика

Очевидно, что рассмотренные выше тенденции к фактическому сокращению материального обеспечения военных пенсионеров не могли не стать причиной недовольства граждан, относящихся к данной категории. Так, в 2015 г.

общественная организация пенсионеров из Московской области подала жалобу в Конституционный суд России, в соответствии с которой понижающий коэффициент объявлялся противоречащим Конституции РФ как ухудшающий материальное положение военных пенсионеров.

Кроме того, инициативная группа в своей жалобе особое внимание обратила на имеющиеся исключения из порядка расчета величины пенсионного обеспечения – в частности, упомянутый коэффициент не применяется для определения величины пенсии сотрудников военной прокуратуры, военных органов Следственного комитета РФ, а также судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов.

Реакцией высшей инстанции стал отказ в признании положений, обозначенных в жалобе, противоречащими Конституции. Мотивирован он был тем, что действующее законодательство не содержит пунктов, так или иначе обуславливающих сокращение пенсионной поддержки военных пенсионеров, а исключение из общего принципа отдельных категорий сотрудников военных учреждений связано с особенностями их деятельности и спецификой правового статуса. В чем именно заключается такая специфика, в ответе пояснено не было.

Пенсионная система России полна неясностей и противоречий. Тем не менее претендовать на заслуженную финансовую поддержку может любой гражданин страны, посвятивший труду на ее благо многие годы, а знание принципов и закономерностей функционирования этой системы поможет максимально быстро и эффективно добиться предусмотренных законом денежных выплат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector